Все самое важное и интересное за последние сутки в сферах политики, экономики, общества и технологий. Также достижения спорта и культуры

Ажиотаж в Еврейском музее: открылась выставка «Мир как беспредметность»

Содержание:

Ажиотаж в Еврейском музее: открылась выставка "Мир как беспредметность"

МОСКВА, 21 окт — РИА Новости, Татьяна Рыжкова. В Еврейском музее и центре толерантности с аншлагом открылась выставка «Мир как беспредметность. Рождение нового искусства» — о художниках-авангардистах начала XX века, супрематистах. В экспозиции — скандально известная картина Анны Лепорской, но идти в музей стоит далеко не только ради этого.

Малевич и Шагал

На вернисаже было не протолкнуться, гости стояли в очереди, чтобы попасть в залы.

«Мы открываем новый выставочный сезон — и не просто сезон, а юбилейный сезон для музея. Уже по сложившейся традиции мы открываем его выставкой, посвященной авангарду», — рассказала исполнительный директор Еврейского музея и центра толерантности Кристина Краснянская. Она также назвала этот проект «одним из самых значимых культурных событий в жизни Москвы», и с этим трудно не согласиться.

Экспозиция делится на три больших раздела. Начинается все с «Витебска». После революции этот провинциальный город превратился в центр авангардного искусства. Здесь жил и работал Марк Шагал, сюда в 1919-м приехал Казимир Малевич, чтобы преподавать в местном художественном училище.

В первом зале их работы расположены друг напротив друга — и это не случайно. Малевич «увел» у Шагала талантливых последователей, работы этих молодых художников представлены здесь же.

Ажиотаж в Еврейском музее: открылась выставка "Мир как беспредметность"

Ажиотаж в Еврейском музее: открылась выставка "Мир как беспредметность"

Ажиотаж в Еврейском музее: открылась выставка "Мир как беспредметность"

Ажиотаж в Еврейском музее: открылась выставка "Мир как беспредметность"

Глазами ученика

Сквозной элемент выставки — воспоминания Льва Юдина, ученика Казимира Малевича. Он много лет вел дневники, где не только конспектировал идеи наставника, но и описывал атмосферу эпохи, отношения супрематистов, давал оценку творчества молодых художников. В каждом зале есть его комментарии — больше всего, разумеется, о Малевиче. «Он создает вокруг себя другую атмосферу. Он действительно вождь», — объяснял Лев Юдин секрет популярности своего ментора, сложного человека с непростыми идеями, который сумел собрать целое движение поклонников.

Куратор выставки, искусствовед, исследователь русского авангарда Андрей Сарабьянов поблагодарил Еврейский музей за «прекрасную традицию, которая заключается в проведении выставок русского авангарда».

«Это довольно серьезное явление. Я вспоминаю первую выставку, вторую… Они все были очень разные, живые. Эта выставка такая же — живая. Она не академическая. Когда мы ее делали, у нас родилась идея показать короткий очень насыщенный период русского авангарда изнутри, благодаря тому что Лев Юдин, ученик Малевича, сразу же начал вести дневники о работе в мастерской, — объяснил Сарабьянов. — Мне кажется, в этом ее оригинальность, не говоря уже о том, что здесь представлены работы, которые мало кто видел. В процессе выставки мы делали открытия, которые были для нас очень важны».

Читать также:  Российский пианист Михаил Плетнев с успехом выступил в Греции

Ажиотаж в Еврейском музее: открылась выставка "Мир как беспредметность"

Ажиотаж в Еврейском музее: открылась выставка "Мир как беспредметность"

Препарирование искусства

Казимир Малевич считал, что подлинное искусство — бесформенно, оно должно не фиксировать предметы реального мира, а творить новую реальность. В супрематизме главным элементом живописи был цвет — авторы использовали его так, чтобы не вызывать у зрителя ассоциаций с существующими объектами.

Малевич писал: «Когда исчезнет привычка сознания видеть в картинах изображение уголков природы, мадонн и бесстыдных венер, тогда только увидим чисто живописное произведение».

Ажиотаж в Еврейском музее: открылась выставка "Мир как беспредметность"

Ажиотаж в Еврейском музее: открылась выставка "Мир как беспредметность"

Ажиотаж в Еврейском музее: открылась выставка "Мир как беспредметность"

Супрематисты стремились скрестить живопись и науку: Малевич переехал в Петроград, чтобы возглавить ГИНХУК — Государственный институт художественной культуры. «Старое понятие «художник» исчезает, на его месте появляется «ученый художник», — заявил он и вместе с учениками начал новые эксперименты.

О них рассказывает центральный зал выставки, «Петроград». Здесь интересны не только полотна, но и фотографии «научной работы» живописцев: вот они проводят препарирование искусства, а вот создают «архитектоны», модели будущей архитектуры. На снимках художники похожи на медицинских работников больше, чем на людей искусства.

Ажиотаж в Еврейском музее: открылась выставка "Мир как беспредметность"

Ажиотаж в Еврейском музее: открылась выставка "Мир как беспредметность"

Ажиотаж в Еврейском музее: открылась выставка "Мир как беспредметность"

Ажиотаж в Еврейском музее: открылась выставка "Мир как беспредметность"

Выйти за пределы холста

Малевич предчувствовал, что наступает эпоха массовой культуры и совсем скоро искусство поставят на поток. Супрематисты вышли за пределы холста и начали создавать предметы быта. В экспозиции есть фарфоровые чашки, тарелки, столовые комплекты, украшенные узнаваемыми геометрическими фигурами.

Ажиотаж в Еврейском музее: открылась выставка "Мир как беспредметность"

Ажиотаж в Еврейском музее: открылась выставка "Мир как беспредметность"

Но «выход в массы» не спас направление от угасания: в 1926 году ГИНХУК закрывается, авангард обвиняют в формализме. Ученики Казимира Малевича меняют стиль. Даже Лев Юдин, пусть и благодарит учителя за опыт, но хочет «двигаться дальше» и развиваться как художник.

Сам Малевич обращается к изображению людей: мадонн и венер он не пишет, его героями становятся безликие крестьяне. Этим работам посвящен последний раздел выставки — «Постсупрематизм».

Ажиотаж в Еврейском музее: открылась выставка "Мир как беспредметность"

Ажиотаж в Еврейском музее: открылась выставка "Мир как беспредметность"

Ажиотаж в Еврейском музее: открылась выставка "Мир как беспредметность"

Глаза были изначально

В последнем зале зритель найдет картину Анны Лепорской «Три фигуры». Год назад работа пострадала от рук охранника «Ельцин Центра» — мужчина пририсовал персонажам глаза. В Еврейском музее полотно экспонируется под защитным стеклом. Интересно, что сама Лепорская когда-то тоже подрисовывала этим фигурам глаза — чтобы избежать обвинений в формализме.

Комментарии закрыты.