ОНФ: соцконтракты охватили 5,5% малоимущих россиян, но помогли они не всем Соцконтракт не помог большинству граждан преодолеть бедность, следует из мониторинга ОНФ. Положительной динамики почти нет у россиян в сложной жизненной ситуации, а среди получателей пособия на бизнес много тех, кто его не ведет
В Минтруде подтвердили РБК, что не изменились доходы в основном у тех граждан, которые воспользовались социальным контрактом как разовой помощью в трудной жизненной ситуации. «Это направление очень важно, поскольку оно позволяет семье получить дополнительную помощь, не прибегая к заемным средствам. Оно не предусматривает долгосрочного увеличения доходов семьи, а нацелено именно на временную поддержку»,— констатировали в министерстве.
Там также согласились, что наиболее результативны с точки зрения повышения доходов такие направления, как развитие своего дела, личного подсобного хозяйства и поиск работы. При этом необходимо учитывать, что старт своего дела не может в 100% случаев в первый год работы обеспечивать рост доходов из-за предпринимательских рисков. Но в формальной оценке эффективности учитывается совокупный доход семьи до заключения социального контракта и в течение только трех месяцев после его завершения.
Естьли примеры мошенничества
Эксперты ОНФ провели выборочный мониторинг применения механизма социального контракта в отдельно взятом регионе— Калужской области. Он показал, что программа помогла многим самозанятым и ИП сохранить бизнес в кризисной ситуации, говорится в документе. В частности, приводится пример самозанятого, чей доход до заключения контракта составлял 12 тыс. руб. в месяц, однако после закупки необходимого оборудования на выделенные средства вырос в два раза.
Однако был отмечен и ряд нарушений. Например, в категории тяжелой жизненной ситуации часто выявлялись граждане, получающие нелегальный доход. Также наблюдаются случаи, когда россияне оформляют социальный контракт на бизнес-цели, а не на преодоление тяжелой жизненной ситуации, из-за разницы в объеме предоставляемых средств, но фактически не ведут предпринимательскую деятельность. Это обстоятельство усугубляется отсутствием контроля за ходом исполнения социального контракта со стороны уполномоченных работников, отмечают в ОНФ.
«Как следствие, гражданин может заключить социальный контракт по направлению индивидуальной предпринимательской деятельности, приобрести необходимое оборудование, но соответствующую деятельность при этом не вести. Однако имеет место формальная отчетность, в рамках которой указываются либо минимальные, либо нулевые доходы»,— говорится в мониторинге.
Эксперты ОНФ приводят пример многодетной матери из Калужской области, которая планировала заключить контракт для преодоления сложной жизненной ситуации, но в социальной службе ее «уговорили» открыть собственное швейное дело. Она приобрела оборудование на выделенные деньги, но из-за отсутствия времени для ведения бизнеса (требуется постоянный уход за малолетними детьми) шьет в основном для нужд семьи. В связи с этим расходы семьи уменьшились, но предпринимательская деятельность не осуществляется, и доходы от продаж она не получает.
Впрочем, в ОНФ отмечают, что сами граждане в большинстве случаев позитивно оценивают меры поддержки.
Каковы перспективы снижения уровня бедности
Социальный контракт был придуман в европейских странах не как элемент борьбы с бедностью, а как инструмент стимулирования вывода многодетных родителей на рынок труда, потому что многие из них не работали и жили за счет пособий, отметил профессор Финансового университета Александр Сафонов. Такой родитель (как правило, низкоквалифицированный) на рынке труда мог получить меньше, чем от государства, и социальный контракт должен был эту разницу компенсировать на период переобучения и адаптации.
Решить проблему бедности в России социальный контракт врядли сможет, так как в значительной степени ее уровень зависит от уровня зарплат, полагает Сафонов. В депрессивных регионах, где социальный контракт находит наиболее широкое применение, по большинству рабочих мест предлагают низкую зарплату, и даже меры господдержки не смогут обеспечить необходимую мобильность. Говоря о помощи в открытии своего дела, эксперт напомнил об аналогичной программе, которую реализовывал фонд содействия занятости населения во время кризиса 2008 года. Лишь около 4% созданных таким образом бизнесов смогли преодолеть цикл первого года, констатировал он.
Социальный контракт спроектирован таким образом, чтобы дать возможность малообеспеченным семьям, которые хотелибы начать свое дело, сделать первые шаги в этом направлении, парировали в Минтруде. При этом он позволяет минимизировать или не привлекать вовсе заемные средства, шаг за шагом повышая эффективность бизнеса.
С учетом того, что преодолеть бедность смогла только пятая часть участников социального контракта, можно говорить о том, что пока результативность программы не очень высокая, отметил председатель комиссии Общественной палаты по демографии, защите семьи, детей и традиционных семейный ценностей Сергей Рыбальченко. По его мнению, эта проблема обусловлена самой архитектурой инструмента. «Социальный контракт предполагает индивидуальный подход и точечную работу, и это объясняет его не столь высокую эффективность. Массовость не может быть избирательной»,— считает он.
По мнению Рыбальченко, при запуске социального контракта была сделана методологическая ошибка. В международной практике существует два типа контракта:инструмент, который помогает семье преодолеть бедность вследствие трудной ситуации, и инструмент, ориентированный на занятое население, которое способно преодолеть проблемы с помощью экономической активности. В России акцент делается на втором типе. В дальнейшем социальный контракт целесообразно распространить на семьи беременных женщин и семьи, воспитывающие детей с инвалидностью, так как их экономическая активность может быть отложенной во времени, но имеет большое значение для благополучия ребенка и формирования новой стратегии самообеспечения, сказал Рыбальченко.
Выход из бедности для 22,5% семей— это хороший результат, особенно с учетом того, что в 2021 году инструмент впервые применялся сразу во всех субъектах России, возразила председатель комитета Совета Федерации по социальной политике Инна Святенко. Для оценки этого параметра нужно брать в расчет глубину бедности на старте проекта (чем больше дефицит денежных доходов семьи, тем сложнее его преодолеть) и количество человек, которые находятся на обеспечении у гражданина, заключившего социальный контракт (побороть бедность за счет заработка одного человека в семье из семи-восьми человек существенно сложнее, чем в семье, где, например, двое детей и двое работающих взрослых).
Она отметила, что социальный контракт— единственный вид социальной помощи, который позволяет семье выйти на самообеспечение. «Знаю лично и тех, кто открыл пекарни, продолжив семейные династии, а также тех, кто переобучился и открыл свои творческие школы»,— резюмировала Святенко.
Авторы Теги Подпишись на Telegram РБК Будьте в курсе последних новостей даже в условиях блокировок
Комментарии закрыты.