Все самое важное и интересное за последние сутки в сферах политики, экономики, общества и технологий. Также достижения спорта и культуры

«Это как на заводе «Лада» выпускать Lamborghini. Чудес не бывает, но попробуем». Если в России не останется топовых лыж – как быть?

Содержание:

Закрытые границы и усложненная логистика скажутся на нашем спорте, и дело не только в недопуске до международных стартов. Возникнут проблемы с инвентарем: у наших лыжников и биатлонистов остро встанет вопрос по лыжам и мазям – с их производством в России не все так просто.

Мы связались с начальником сервис-бригады биатлонной сборной России Александром Печерским и узнали, на чем побегут наши в новом сезоне (где бы он при проходил).

«Это как на заводе «Лада» выпускать Lamborghini. Чудес не бывает, но попробуем». Если в России не останется топовых лыж – как быть?

«Все начнут ценить то, что есть. Будем перешлифовывать лыжи на несколько раз, вымучивать из них весь потенциал»

– Как я вижу нынешнюю ситуацию: ничего страшного произойти не должно. Одни бренды – Madshus, Rossignol – уже ушли, оставшиеся могут последовать их примеру (большинство биатлонистов сборной бегают на лыжах Fischer – Sports.ru), хотя терять российский рынок не хочет никто.

Насколько знаю, остались Atomic и Salomon – эти бренды входят в корпорацию Amer Sports, принадлежащую китайцам, и, скорее всего, будут нам доступны. Перейти на эти бренды любому из наших спортсменов не составит большого труда. Вопрос только в том, где сборная будет выступать, на каком уровне?

На прошедшем в Тюмени чемпионате России я посмотрел на сервисы регионов – и более чем воодушевлен возможностями и профессионализмом многих команд. Ханты-Мансийск, Тюмень, Красноярск, Новосибирск, Башкирия, Удмуртия, Санкт-Петербург, Московская область имеют сервис-бригады с хорошим материально-техническим оснащением. Мы провели там для коллег двухчасовой практический семинар по линии СБР – по отзывам, многим понравилось.

Некоторые региональные команды имеют достаточно неплохой набор лыж. Понимая, что элитного инвентаря в обозримом будущем может быть не так много, все команды станут его беречь. Так что в ближайший год жесткого дефицита возникнуть не должно.

«Это как на заводе «Лада» выпускать Lamborghini. Чудес не бывает, но попробуем». Если в России не останется топовых лыж – как быть?

И еще, почему нет тупика: хорошие лыжи все равно будут к нам попадать, несмотря на закрытые границы, – окружным путем, через дружественные страны, через знакомых и посредников. Возможно, это будет не тот объем, не то количество, может, и не совсем то качество, которое необходимо для топ-уровня, но все-таки приемлемое.

Значит, все начнут ценить то, что есть. Будем перешлифовывать лыжи на несколько раз, вымучивать из них весь потенциал – это год-два. За это время, надеемся, что-то произойдет, чтобы мы все перешли на другие рельсы: либо ситуация в мире поменяется и откроются ворота на соревнования высшего уровня; либо мы произведем свое – и это позволит импортозаместить то, чего не хватает.

Но это процесс небыстрый.

Сколько нужно пар на сезон? И как долго спортсмены протянут на старых запасах?

– Топовые спортсмены, которые находятся в сборной не один сезон, каждый год подписывают контракты с фирмами-производителями. Молодым спортсменам, попадающим в команду, фирмы сами предлагают сотрудничество. Биатлонист сборной получает от них по контракту от 6 до 8 пар лыж за сезон, и со временем у каждого формируется база в 20-30 пар – по 5-6 на разные типы снега.

Эти пары переходят из сезона в сезон, но все равно происходит амортизация лыж, ухудшение качества скользящей поверхности. Лыжи затираются, их приходится по несколько раз прогонять на структурной машине – слой пластика уменьшается и рано или поздно доходит до минимума.

Это как автомобильная шина: 40-50 тысяч км прошла, стерлась – и ее пора менять. Когда ресурс лыж подходит к концу, топовые спортсмены либо отдают их в детские спортшколы, где они еще могут принести пользу, либо продают. Но общее количество пар остается, потому что идет постоянная ротация.

«Это как на заводе «Лада» выпускать Lamborghini. Чудес не бывает, но попробуем». Если в России не останется топовых лыж – как быть?

Если спортсмен перейдет на другую – доступную в России – марку, трудно просчитать, как к этому отнесется фирма-производитель, с которой он работал раньше.

У них личный контракт, там всегда есть пункт под названием «форс-мажор». На него, как мне кажется, должна распространяться ситуация, при которой фирма по каким-либо причинам – техническим, физическим, политическим – не может поставить лыжи. И бренд хотел бы поставить, но не может; и спортсмен хотел бы бегать, но лыж нет. Думаю, это все решится полюбовно, и тогда спортсмен безболезненно перейдет на то, что доступно.

У СБР сформирован пул лыж с 2020-го – в прошлом сезоне они помогли Резцовой и Цветкову

– Выше мы говорили про лыжи, которые принадлежат спортсменам по личным контрактам. Но СБР за последние пару сезонов, после смены руководства, сформировал собственный запас лыж благодаря рабочим контактам с фирмой-производителем. Ресурс элитных лыж в лучшем случае сезон-два, поэтому в пуле СБР нет пар 5-10-летней давности – только свежие лыжи сезонов-2020-22.

То, что мы решили сформировать такой пул, уже несколько раз оправдало себя. Эти лыжи помогали тем, у кого по каким-то причинам не было топового инвентаря: и молодым спортсменам, только осваивающимся на Кубке мира, и нашим лидерам, перезапустившим карьеру, как, например, Кристина Резцова или Максим Цветков.

«Это как на заводе «Лада» выпускать Lamborghini. Чудес не бывает, но попробуем». Если в России не останется топовых лыж – как быть?

За два сезона мы не успели собрать большой пул. Я бы назвал это золотым фондом инвентаря, который находится в резерве СБР и нашего сервиса.

Как будет выглядеть следующий сезон, прогнозировать сложно, поэтому надо быть готовым к любым векторам развития событий. Если у нас будут соревнования в Китае или в Беларуси, то пул лыж СБР как раз и станет хорошим ресурсом, который оставит спортсменов конкурентоспособными.

Как строить работу с регионами, которые сильно отстают по инвентарю и уровню?

– Пять ведущих специалистов сервис-бригады сборной на чемпионате России в Тюмени готовили лыжи всем желающим. Материалы и руки – от СБР, а лыжи региональные. К нам мог прийти любой спортсмен – мы обрабатывали его лыжи, он бежал гонку, а потом давал обратную связь. Это была проба того, как на новый сезон использовать сервис СБР на внутренних соревнованиях.

Многие возвращались с восторгом, жали руки. Такой вариант работы – хорошее подспорье, если вообще не спасение для регионов, чей сервис не обладает достаточными людскими или техническими возможностями. Их представители говорили, что обратятся к президенту СБР, чтобы эта программа прорабатывалась и продвигалась. Но мы в СБР это понимаем и сами, и первые шаги в этом направлении сделали не вчера.

Возможно, это не совсем нравится сильным регионам, но, мне кажется, в плане повышения конкуренции тут больше плюсов. Нашими услугами пользовались многие регионы, в том числе не имеющие достойного оснащения, но имеющие сильных спортсменов, которым сложно показать себя без технических возможностей. А мы как раз такие возможности предоставили.

Техническая часть в случае полностью российского сезона для нас сильно не изменится. Мы как универсальные солдаты – готовы ко всему: нас кинули в Китай – мы готовы, хоть на Камчатку, хоть на Северный полюс – тоже готовы.

Читать также:  Что с допинг-делом Валиевой? Ждем решение в августе, но США уже настроены отнять у России командное золото

«Это как на заводе «Лада» выпускать Lamborghini. Чудес не бывает, но попробуем». Если в России не останется топовых лыж – как быть?

В отсутствии тестов лыж и смазки в Европе не вижу ничего критичного. Если, например, мы попадем в изоляцию на три сезона и нам откроют границы перед Олимпиадой-2026, оперативно сделаем закупки материалов и проведем такую же работу, как перед Пекином-2022 – мощнейшую техническую, тестовую и аналитическую. Ее результат видели все.

Проблемы, конечно, всегда возникают, но я надеюсь, что они не окажутся настолько глобальными, чтобы мы сказали: у нас все плохо. Наша сервис-бригада универсальна и профессиональна, быстро находит выход из сложных ситуаций.

Уверен, в следующем сезоне СБР продолжит работу с Инновационным центром ОКР, который возглавляет гуру лыжного спорта Александр Грушин. Это настоящее научно-исследовательское сотрудничество по поиску новых путей – как улучшить скольжение. Во многом благодаря этому сотрудничеству СБР и ОКР наши лыжи на Олимпиаде в Пекине были на самом высоком уровне. Такая экспертная оценка нашей работы прозвучала и на тренерском совете в Тюмени.

В России нет лыж топ-уровня – а сколько времени потребуется на разработку?

– В России один мощный производитель лыж, палок и креплений – фабрика STC в Балабаново Калужской области. Там до недавнего времени стоял акцент на массовое производство: для детских школ, на начальную подготовку, туризм. То есть нетоповый уровень, но доступная цена – в этом сегменте инвентарь себя полностью оправдывает.

«Это как на заводе «Лада» выпускать Lamborghini. Чудес не бывает, но попробуем». Если в России не останется топовых лыж – как быть?

Еще в прошлом году я ездил на знакомство с директором фабрики Игорем Гавриленко, чтобы понять, какие у них ресурсы, возможности, желания. Он хотел бы выйти на более высокий уровень в производстве – они с Виктором Майгуровым и министром спорта Калужской области Олегом Сердюковым обсуждали проект. Договорились о попытке сделать общими усилиями лыжи хотя бы на уровне юношеской сборной.

Попытки сконструировать их были прошлой осенью, мы в этом немножко участвовали – возили в Балабаново наши лучшие соревновательные пары. С них снимались параметры, рисунки, геометрия. Мы были готовы в небольших объемах откатывать экспериментальную балабановскую продукцию на трассах Кубка мира, помогать в анализе данных – экспертов лучше сервиса СБР в стране вы вряд ли найдете.

Процесс шел небыстро – зимой мы не участвовали в разработках, потому что были заняты подготовкой к Олимпийским играм. Из-за этого программа притормозилась. Надеюсь, что теперь мы вернемся к этому проекту, потому что без экспертной оценки, без обратной связи со спортсменами, без сервисной поддержи одной лыжной фабрике крайне сложно решить такую задачу.

«Это как на заводе «Лада» выпускать Lamborghini. Чудес не бывает, но попробуем». Если в России не останется топовых лыж – как быть?

Каким бы оптимистом я ни был – понимаю, что процесс небыстрый и на производство лыж приемлемого соревновательного уровня может уйти минимум от 4 до 6 лет. Дай бог, чтобы к следующей Олимпиаде появилась базовая модель, которая только начала бы конкурировать с продукцией топовых производителей.

Это как на заводе, где выпускают «Ладу Приору», поставить задачу выпустить Lamborghini, причем за 3-4 года. Чудес не бывает, но, повторюсь, попробовать хочется… Я все-таки смотрю на эту идею с оптимизмом, заниматься ей очень интересно. Если дело сдвинется, то российский спортивный рынок может получить модель, которая за сравнительно небольшие деньги закроет потребности хотя бы юношеского спорта. А там видно будет.

Не хочу гадать, сколько эта модель может стоить, но точно в разы дешевле импортных. Сейчас регионы закупают у зарубежных фирм, а если этих лыж не будет? Значит, надо на что-то переключаться. Ну, остается Atomic и Salomon, а сколько они пар завезут в Россию? Неизвестно. Дефицит прогнозируем.

Поэтому сам Бог велел государству обратить внимание на собственные ресурсы, чтобы максимально быстро совершить качественный скачок. При правильном внедрении ресурсов скачок может быть неожиданный, и мой прогноз может сдвинуться до 3-4 лет.

А что с мазями? Они тоже импортные?

– На будущий год IBU полностью запретил к эксплуатации фторированную смазку. Прошедший сезон был транзитный – использовалась только формула C-6, а в следующем сезоне не будет и ее. Мы это предвидели: сервис СБР на протяжении двух лет готовил переход на бесфторовую продукцию.

В предыдущие сезоны все образцы фторовых мазей и парафинов в сборной были импортными, а в олимпийском сезоне СБР взаимодействовал с отечественными производителями. Экспериментировали, исследовали и в итоге сделали эксклюзивный заказ на смазки под специфические условия Олимпиады в Китае: на искусственный, сухой, абразивный снег, с которым столкнулись в Чжанцзякоу.

На Олимпиаде продукция отечественных брендов себя очень хорошо зарекомендовала. И если бы мы остались на Кубке мира, то уже сейчас имели бы конкурентоспособную смазку российского производства, позволяющую безболезненно закрывать все температурные диапазоны.

«Это как на заводе «Лада» выпускать Lamborghini. Чудес не бывает, но попробуем». Если в России не останется топовых лыж – как быть?

Бесфторовые позиции – это отдельный проект, который мы вели как подготовку к отмене фтора. Так как мы сейчас остались с непонятным статусом в IBU, технический комитет СБР может пока не запрещать внутри России использование материалов с фтором C-8 – тех самых, которые остаются как в магазинах, так и у региональных сервисов. А те производители, которые готовились к переходу на «бесфтор», скорее всего, оперативно вернутся на старые рельсы.

Сейчас с СБР ведут переговоры некоторые отечественные фирмы по производству мазей – они планируют разработку абсолютно новой продукции, рассчитанной на российский рынок, но с претензией на высокое качество.

Наш сервис готов с ними сотрудничать в сфере тестов, мы заинтересованы в качественном продукте, который заменит западные аналоги. Тем более, у нас есть обнадеживающий олимпийский опыт в этом сегменте.

Как изменится наш биатлон из-за дефицита инвентаря?

– Мы – спортсмены, сервис – всегда были потребителями импортного инвентаря и не морочили себе голову, где взять лыжи, палки, ботинки, мази. Их всегда можно было купить у иностранных фирм, а ребята топ-уровня все это получали бесплатно по контрактам. Задача для нас – сервиса – была хитро все смешать, протестировать и сделать спортсменам скольжение. И вроде бы все было хорошо, а продукция отечественных брендов как-то не попадала в наш перечень, считалась третьесортной, и поэтому не развивалась.

Вероятный дефицит продукции сейчас подтолкнет нас и наших производителей повернуться лицом друг к другу, подтолкнет к сотрудничеству. Я смотрю на это с оптимизмом: сразу поймем, чего им не хватает, поможем сделать скачок при тестировании, например, на этапах Кубка России.

Я верю, что все пойдет в плюс. Главное, видеть реальную ситуацию и не бояться сложностей, хотя их масса. Кризис – это новые возможности. Не стоит сидеть и ждать, что кто-то нам принесет что-то готовое. Надо делать свое.

Комментарии закрыты.