МОСКВА, 27 янв — РИА Новости, Анна Нехаева. «Золотой орел» — главная российская кинонаграда, подведение итогов года. В этом непростом сезоне за звание лучших борются картины, определившие тенденции развития и задающие тренды для будущих проектов. О том, чем они интересны и каковы шансы на победу у номинантов, — в материале РИА Новости.
Главные фавориты
Лидер по количеству номинаций (представлен в 12 категориях) — фильм «Чемпион мира» Алексея Сидорова. Лента с Константином Хабенским и Иваном Янковским рассказывает об историческом шахматном поединке Анатолия Карпова с Виктором Корчным.
Кроме внушительной кассы (более 430 миллионов рублей в России и СНГ), у «Чемпиона» еще один козырь: продакшеном занималась «Студия ТриТэ» Никиты Михалкова. В прошлом году ее фильмы «Серебряные коньки», «Огонь», «Пара из будущего» получили десять статуэток.
У эпического «Сердца пармы» десять номинаций. Эта картина побила рекорд первого «Аватара» в российском прокате по количеству недель в топе и собрала более 931 миллиона рублей в стране и СНГ.
За нее среди прочих отвечал телеканал «Россия 1», у которого на счету тоже множество наград (за «Огонь», «Ивана Денисовича», «Конька-горбунка», «Седьмую симфонию»).
История про запретную любовь российского князя (Александр Кузнецов) и жрицы-ламии (Елена Ербакова) поражает битвами, интригами и волшебством. Экранизация одноименного романа Алексея Иванова получилась у Антона Мегердичева достойной преемницей «Игры престолов».
Кстати, Мегердичев снял другой кассовый блокбастер — «Движение вверх», удостоенный шести «Золотых орлов». Вероятно, он знает, что нравится российской Академии.
В главной категории, «Лучший игровой фильм», кроме вышеназванных также представлены «Однажды в пустыне» (фильм Андрея Кравчука о саперах, готовивших Пальмиру к проведению концерта) и «Первый Оскар» Сергея Мокрицкого. У каждой ленты по семь номинаций.
Кадр из фильма «Первый Оскар»
Попадание в номинанты «Первого Оскара» довольно символично. Российская Академия отметила фильм о том, как советская документалка о битве под Москвой получила американского «золотого рыцаря».
Картина Мокрицкого — это кино о кино, о фронтовых кинооператорах, о том, как американский продюсер «Унесенных ветром» продвигал советский проект в Голливуде. И конечно, есть романтическая линия.
Академики часто награждают ленты, основанные на реальных или личных историях. «Первый Оскар» как раз такой.
Интересно, что во ВГИКе мастером Мокрицкого был Александр Гальперин, который во время войны снимал на фронте. В 1941-1942 годы на круглосуточно работающую Центральную студию кинохроники постоянно поступали новые киноматериалы: бои на подступах к столице, разграбленные «Ясная Поляна» и музей Чайковского в Клину, сгоревшие деревни. «Плачьте, но снимайте!» — таков был наказ фронтовым операторам Александра Довженко.
"Я всегда с опаской относился к военным фильмам, но этот сценарий меня переубедил, — признавался исполнитель главной роли Тихон Жизневский. — Интересная история, про которую знает не так много людей. И я не знал. При подготовке смотрел киножурналы, хронику. Я обычно по другую сторону камеры. А тут нужно было подтянуть знания, минимально что-то понимать про диафрагмы, фокусы".
На съемочной площадке фильма «Здоровый человек»
Темная лошадка в списке — «Здоровый человек» Петра Тодоровского. Главный герой после трагического события бросает жену и работу, чтобы заниматься волонтерством.
Фильм только весной выйдет в российский прокат, но его уже отметили призами на ММКФ, международных фестивалях «Листопад» и «Сталкер». На «Золотом орле» у него шесть номинаций.
Режиссера к этой работе подтолкнул неприятный случай. По словам Тодоровского, однажды ночью его разбудили крики о помощи, первым порывом было одеться и спуститься во двор.
"Но потом стало лень. Да и опасно, того гляди зарежут. Я позвонил в полицию, а утром проснулся с чувством вины. Что же я за человек такой, что со мной не так? Звали на помощь, а я лег спать. Потом долго думал об этом, пока не понял, что это чувство — повод для фильма", — рассказывал он.
Независимо от того, получит фильм награды или нет, посмотреть его точно стоит. В российском прокате — с 2 марта.
Костюмы, драмы и комедии
Академия учла популярность онлайн-платформ и телесериалов. В номинантах — самые громкие и обсуждаемые премьеры: «Елизавета», «Алиби», «Нулевой пациент», «Исправление и наказание».
Среди негласных ТВ-лидеров — костюмная драма «Елизавета» с Юлией Хлыниной в главной роли.
За умение органично выглядеть в антуражах дворцов и в корсетах ее номинировали на «Золотого орла» в категории «Лучшая женская роль на телевидении». Наблюдать за дамами в роскошных платьях и статными офицерами Преображенского полка, а также интригами и правда было невероятно увлекательно.
"Мы учитывали все нюансы моды XVIII века, чтобы передать эпоху, — объясняла РИА Новости Хлынина. — Пришлось привыкать носить корсет и пышные юбки, правильно в них садиться. Обувь тогда была страшно неудобная: зауженные мысы, странная колодка. Но, несмотря на такие "обязывающие" костюмы, мне было важно сделать мою Елизавету живой, человечной, чтобы зрителю было интересно".
Каждого персонажа сериала одевали в собственной стилистике. Мастера вручную занимались отделкой, обшивали камнями, добавляли декор (бисер, бусы, блестки, рюши). Для царских особ и придворных заготовили около 600 костюмов.
Конкурентки Хлыниной — Анна Михалкова в необычной комедии «Исправление и наказание» (актриса играет замначальника колонии, которая во всем старается видеть хорошее). И Ольга Сутулова — в уже отмеченной на фестивале «Пилот» криминальной драме «Алиби» (о предпринимателе, основавшем агентство по созданию подставных легенд для клиентов).
Все эти проекты номинированы также в категории «Лучший телевизионный сериал».
Борьба с самим собой
Одна из интересных интриг — состязание за «Золотого орла» с самим собой.
Так, Никита Ефремов заявлен как лучший актер в кино (за роль в «Здоровом человеке») и сериале (в «Нулевом пациенте»).
Этот телепроект посвящен первой вспышке ВИЧ в СССР в 1980-х. Основанный на реальных событиях, но частично измененный из уважения к их участникам, сериал показывает, как тогда относились к инфицированным.
"Это произвело на меня очень мощное впечатление — история огромной страны через судьбы людей, — пояснял Ефремов. — Мой персонаж — врач, который занимался той темой еще до начала событий. Он осознавал, что будет эпидемия и пора бить тревогу, но столкнулся как с сопротивлением системы, так и с неверием людей".
На звание лучшего актера онлайн-сериала также претендуют Олег Меньшиков (криминальная драма «Ваша честь») и Александр Горбатов (исторический детектив «Художник»).
У Анны Михалковой та же ситуация. Кроме «Исправления и наказания» (номинация «Лучшая женская роль на телевидении»), у нее еще есть «Алиса не может ждать» («Лучшая актриса онлайн-сериала»).
Комментарии закрыты.