МОСКВА, 22 июл — РИА Новости, Екатерина Янсон. Донести до зрителя суть персонажа режиссеру помогают стереотипы. А чтобы ввести аудиторию в заблуждение, заставить ждать продолжения — есть специальные триггеры. Сегодня, во Всемирный день мозга, попробуем разобраться, как создатели кино нас обманывают и нужно ли стремиться добраться до истины.
А вот и нет
"Самые запоминающиеся герои и ситуации в кино архетипичны. Архетип — первоисточник образа, который понятен всем: герой, мать, соблазнительница и так далее", — рассказывает психолог и нейрокоуч Ксения Менделеева.
Убийцу обычно представляют хладнокровным, жестоким, маньяка — неопрятным, таким, у кого хаос в жизни. Стереотипы часто опровергаются в финале. А сюжет триллера «Красивый, плохой, злой» строится именно на противоречии внешности и сути героя.
Осознание этого, однако, совершенно не мешает нам искать подтверждения своих догадок, основанных на клише, в каждом новом фильме.
Другая ошибка мышления: если персонаж привлекателен внешне, мы скорее припишем ему хорошие качества.
Тем не менее опытный зритель насторожится, увидев очевидно положительного или отрицательного героя. Еще одна уловка режиссера — неожиданные детали: долгий взгляд, странный жест, тревожная музыка. Это может намекать на скрытый смысл, которого на самом деле нет.
Ловушки для ленивого мозга
Создатели кино иногда просто подталкивают аудиторию к неверным выводам.
"Человеческий мозг так устроен, что чаще идет по пути наименьшего сопротивления и, анализируя поступающую информацию, выбирает привычное и соответствующее предыдущему опыту. Этим пользуются и в художественных произведениях, и в рекламе, и в повседневном общении", — уточняет нейропсихолог Елена Миронова.
Например, если мужчину и женщину застают в неудобных позах, проще предположить измену, нежели обморок и другие проблемы со здоровьем.
В культовой сцене «Основного инстинкта» сделан акцент на одном аспекте — сексуальности героини, приводит пример Анна Левченко, психолог-консультант, конфликтолог. В этот момент мы забываем о других особенностях ее личности.
Кадр из фильма «Весенние надежды»
Отголоски партнерских отношений иногда появляются в картинах (например, в «Весенних надеждах» с Мерил Стрип). Но в них нет душещипательного надрыва, из-за которого многие и любят мелодрамы.
"Из-за кинематографа мы думаем, что и в жизни все связано с эмоциональными качелями и драмой, — подчеркивает Анна Якушенко, клинический психолог, ведущая подкаста о психологии кино "Потрещим по швам". — Но в реальности здоровые отношения не там, где есть интересный контент".
Эффект погружения
Почему мы совершенно не сочувствуем раненому злодею, но расстраиваемся, если ударили нашего любимого героя? Так задумали авторы фильма.
Чтобы зрители больше сопереживали персонажу, необходимо познакомить их с ним, показать его ценности, слабости, мировоззрение, рассуждает Лия Жарикова. Чем лучше мы его понимаем, чем больше узнаем в образе себя, тем сильнее вовлечены в повествование.
Погружение обеспечивают картинка (мимика, жесты, яркие образы, кадры насилия или их последствий, смена кадров), звуковой ряд (музыка и паузы перед ключевыми сценами). Зритель порой реагирует даже физиологически: учащается сердцебиение и дыхание, выделяется пот.
Каждый режиссер по-своему работает с триггерами. В фильмах Гая Ричи музыкальное сопровождение вкупе с юмором и динамикой кадров создает ощущение легкого приключения, даже если речь идет об убийстве. Цветовой ряд в лентах Алексея Балабанова как будто заражает депрессией, а сериал «Чернобыль» от HBO обволакивает зеленовато-серой липкостью.
Классический прием, к которому прибегают многие постановщики для удержания внимания, — повествование прерывается на моменте, когда герою предстоит сложный выбор.
Комментарии закрыты.