МОСКВА, 17 апр — РИА Новости, Анна Нехаева. Романтические истории, интриги американских продюсеров, отвага и одержимость фронтовых кинооператоров, громкий триумф — все это есть в новой картине Сергея Мокрицкого «Первый Оскар». О том, как документальная лента о битве под Москвой получил «золотого рыцаря» и почему продюсер «Унесенных ветром» продвигал советский проект в Голливуде, — в материале РИА Новости.
Кино про кино
Сюжет кажется знакомым: Великая Отечественная, молодые люди, спешащие жить и чувствовать, любовный треугольник, терзания о том, что правильно, а что нет.
Но есть особенность: «Первый Оскар» — это кино о кино. Точнее, о том, как его делали в те годы, когда, казалось бы, кинематограф — последнее, о чем стоило бы думать.
Основное действие разворачивается в 1941-м. Студенты ВГИКа Лев (Антон Момот) и Иван (Тихон Жизневский) соперничают в учебе и борются за любовь Юны (Дарья Жовнер). Потом молодые люди становятся фронтовыми кинооператорами, снимают хронику для документальной картины, а Юна выступает в концертной бригаде.
Как известно, «Разгром немецких войск под Москвой» режиссеров Ильи Копалина и Леонида Варламова в США встречали овациями. А в 1943-м наградили «Оскаром» в номинации «Лучший документальный фильм». Это и послужило основой для картины Сергея Мокрицкого.
Для режиссера это еще и личная история: во ВГИКе его мастером был Александр Гальперин, который во время войны снимал на фронте. В 1941-1942-м на круглосуточно работающую Центральную студию кинохроники постоянно поступали новые киноматериалы: бои на подступах к столице, разграбленные «Ясная Поляна» и музей Чайковского в Клину, сгоревшие деревни. «Плачьте, но снимайте!» — таков был наказ фронтовым операторам Александра Довженко. И они снимали.
Знакомые мотивы
После недавней церемонии вручения «Оскара» этот фильм кажется особенно своевременным. Одна из сюжетных линий — подковерная борьба основателей премии Американской киноакадемии.
Кадр из фильма «Первый Оскар»
Это противостояние «старого» и «нового» в Голливуде, борьба лощеной косности и искренности актуальна как никогда. Селзник добился своего: номинацию создали, а советский фильм получил «Оскар». На экране все это чередуется с военной реальностью СССР, отчего обе линии приобретают еще больший драматизм.
Контраст, монтаж, камера, «Мотор!»
«Первый Оскар» — своего рода пособие по такому особенному «кейсу», как съемки в неспокойное время. В кадре — подготовка к работе в студии или в полях, под бомбардировками и в разграбленном музее Чайковского в Клину.
«Я всегда с опаской относился к военным фильмам, которые у нас снимают, но этот сценарий меня переубедил, — признается Тихон Жизневский. — Интересная история, про которую знает не так много людей. И я не знал. Для подготовки смотрел киножурналы, хронику. Я обычно по другую сторону камеры. А тут нужно было подтянуть знания, минимально что-то понимать про диафрагмы, фокусы».
На самом деле в центре внимания не сражения и налеты, а простые люди, которые не по своей воле оказались посреди трагических событий. Несмотря на сеттинг, «Первый Оскар» — фильм о любви. К женщине, профессии. О том, как и почему меняется мировоззрение.
«Работа кинооператора во время боевых действий неуместна. Война и творчество — два разных полюса человеческой деятельности. Но после войны оказывается, что именно хроникеры были очень важны. Как же мучительно им было решать, что есть правда о войне — шеренги марширующих солдат или слезы медсестер и матерей. Но их глазами мы видим историю», — говорит Сергей Мокрицкий. И его фильм — заметный вклад в эту общую историю.
Комментарии закрыты.