Содержание:
МОСКВА, 4 фев — РИА Новости, Татьяна Рыжкова. В московском Манеже открылась выставка «ДК СССР», приуроченная к 100-летию Советского Союза. В 13 залах — 700 экспонатов. О самых неожиданных, демонстрирующих, что культура той эпохи — это не только пионеры, красные знамена и бюсты вождей, — в материале РИА Новости.
Утюгон, светомузыка и электробалалайка
Обычные инструменты не всегда подходили советским музыкантам-новаторам. Они придумывали собственные. Лев Термен в 1936-м разработал терпситон — особую платформу с антеннами. Танцор на ней создает мелодию своими движениями.
В Манеже — реконструкция, каждый может попробовать.
Демонстрация работы терпситона на выставке «ДК СССР» в Центральном выставочном зале «Манеж», приуроченной к 100-летию со дня образования СССР
Если на Западе были электрогитары, то в СССР — струнные с национальным колоритом: цитры и балалайки. Поиграть на них не получится, а вот рассмотреть — вполне.
Электробалалайка. Экспонат выставки «ДК СССР»
Зато подобрать мелодию можно на своеобразном утюгоне — синтезаторе, изобретенном в 1983-м ленинградскими художниками Тимуром Новиковым и Иваном Сотниковым. Играют на натянутых струнах руками или смычком.
Те самые дома культуры
Им посвящен первый зал. На стенах — эскизы, схемы, рисунки советских ДК. В центре — современная инсталляция «Идентичность в типовом» из 52 макетов семи наиболее распространенных видов домов культуры. Зеркальные поверхности вокруг создают иллюзию бесконечного пространства с сотнями таких зданий.
"За три года отреставрировали и отремонтировали тысячу ДК, — сказала министр культуры Ольга Любимова. — Они продолжают делать выставки".
Своя атмосфера в уголке ВХУТЕМАСа
Этот зал экспериментов легендарной лаборатории авангарда выглядит как мастерская алхимика. Слева — столы с колбами и любопытными инструментами: «плоглазометр», «лиглазометр», «углазометр». Справа — деревянная скульптура «Голова рабочего» Владимира Кудряшова и шкафы с черными кристаллами.
В центре — мультимедийный дисплей, на котором посетители в игровой форме знакомятся с разработками Владимира Фаворского и Александра Родченко.
ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские) — учебные заведения, действовавшие в Москве, Петрограде и других российских городах с 1918 года. Здесь мастера авангарда создавали новое, ни на что не похожее искусство.
Ухо Ленина
Экспонат выставки «ДК СССР»
Проходя средние залы, стоит поднять голову: наверху — еще один интереснейший экспонат. Это огромное пятиметровое белое ухо. Такое должно было быть у стометровой статуи Ленина, венчающей грандиозный 415-метровый Дворец Советов. Его собирались возвести на месте Храма Христа Спасителя, но помешала война.
Под ухом — детальный макет гигантского здания.
Экспонат выставки «ДК СССР»
Неслучившиеся мавзолеи
Эскизам и концептам усыпальницы вождя пролетариата посвящен небольшой зал. Тут и здание с огромным глобусом и статуей Ленина на крыше, и мавзолей в виде цилиндрического небоскреба из стекла и железа.
Один из самых красивых проектов — Порфирия Беркутова: акрополь с зелеными деревьями и маяком, похожий на скалу.
Мозаики со сложной судьбой
Мозаики редко участвуют в выставках, перевозить их сложно и хлопотно. «ДК СССР» встречает гостей целой серией огромных панно. Портреты Щедрина, Горького, Плисецкой, Чайковского, Шостаковича и Маяковского приехали в столицу из подмосковной Дубны. Их автор — Надежда Ходасевич-Леже, французская и советская художница из Белоруссии.
К 1972 году Леже, живя по Франции, создала 65 портретов из разноцветных кусочков смальты и решила подарить их СССР. Мозаики прибыли в Советский Союз на поезде, но Министерство культуры так и не решило, где их выставить. В итоге подарки достались администрации дубненского ДК «Мир».
Все советское кино в одной комнате
В зале, посвященном кинематографу, — ряд небольших экранов на уровне глаз, над ними — таблички с описанием.
Экспонаты выставки «ДК СССР»
Можно получить представление о том, насколько разноплановым было советское кино. Всем известные фильмы московских и ленинградских студий — только верхушка айсберга.
Статуи в античном духе
Скульптура той эпохи — это не только монументы в духе «Рабочего и колхозницы». Художники обращались и к античности, что подтверждают представленные на выставке «Женский торс» Веры Мухиной и «Физкультурница» Матвея Манизера.
Самой глубокомысленной выглядит работа Алексея Бабичева «Призыв к революции» — небольшая фигурка повстанца отбрасывает несколько внушительных теней на стену.
Советский масштаб
«ДК СССР» уже можно назвать самой масштабной выставкой года.
Чтобы обойти все залы, осмыслить представленное в них, нужно потратить несколько часов, если не день.
Организаторы действительно собрали лучшее, что было в Советском Союзе, — от архитектуры до иллюстраций детских книг.
Комментарии закрыты.