Содержание:
МОСКВА, 20 мар — РИА Новости, Анна Нехаева. Легендарный директор Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина Ирина Антонова проработала там 75 лет. Благодаря ей в Москве побывали «Джоконда», полотна Шагала, Пикассо, состоялось много успешных выставок-«блокбастеров». Ее влияние в мире искусства было колоссальным. О музейном «закулисье», о том, как создавали знаменитые проекты и кто главный герой в ГМИИ, — в материале РИА Новости.
Начало работы в музее
Директор ГМИИ имени А. С. Пушкина Ирина Антонова
Ирина Александровна признавалась, что ГМИИ стал для нее «окном в мир». Она пришла в музей в апреле 1945-го, за месяц до окончания Великой Отечественной. Поначалу здание ей показалось унылым и даже пугающим.
«Во время войны не в сам музей, но буквально рядом попала очень крупная бомба (следы от нее на левом фасаде еще заметны. — Прим. ред.), — рассказывала Антонова в программе «Линия жизни» телеканала «Культура». — Внутри были обрушены три плафона. Научные сотрудники убирали лопатами снег. А в Итальянском дворике примерно по щиколотку стояла вода. То есть положение в музее было очень тяжелое».
Новые площади
Директор ГМИИ имени А. С. Пушкина Ирина Антонова во время презентации выставки «Эпоха Рембрандта и Вермеера. Шедевры Лейденской коллекции»
Но Ирина Антонова всегда любила организаторскую работу (в основном поэтому и согласилась стать директором). Поэтому после назначения принялась активно расширять площади ГМИИ.
«Музей был переполнен всякого рода художественными и нехудожественными материалами настолько, что негде было показывать свои собственные сокровища и коллекции, которые у нас были, — объясняла она телеканалу «Звезда». — Я горжусь тем, что поняла, что надо обогащать музей площадями».
«Сикстинская Мадонна»
Разгрузка картин из Дрезденской галереи, 1945 год
Одним из главных потрясений Ирина Александровна называла «встречу» с «Сикстинской Мадонной» Рафаэля, которая несколько лет хранилась в запасниках ГМИИ.
«В конце июля стали приходить картины. Девятого августа 1945 года пришла «Сикстинская Мадонна». И я никогда не забуду, как мы распаковывали ее. Ее внесли в Итальянский дворик, положили и сняли крышку, и оказалось, что картина завернута в белые одеяла. Сняли эти одеяла — появилась картина, и это было необыкновенное впечатление. Я думаю, что никто никогда не видел ее так, как увидели тогда мы», — вспоминала она в программе «Линия жизни» телеканала «Культура».
Сны о музее
Директор ГМИИ имени А. С. Пушкина Ирина Антонова на открытии выставки одной картины «Портрет Андреа Дориа в образе Нептуна» Аньоло Бронзино
В 1940-х сотрудники музея дежурили по ночам. Антонова вспоминала сон, который тогда преследовал ее.
«Я иду одна по музею и выхожу в Итальянский дворик: у нас там две конные статуи: Донателло и Вероккио, — говорила она телеканалу «Культура». — У одной из них достаточно зверская физиономия. Статуя, с которой сделан слепок, находится в Венеции. И я вижу, как с довольно высокого постамента лошадь потрясающим движением спускается вниз и направляется к выходу. Я смотрю с ужасом, памятник уходит! И я только кричу: «Стой, стой!» Но, думаю, сейчас он не пройдет. И вдруг двери раскрываются — и он выходит”.
«Москва — Париж»
Ирина Александровна была бескомпромиссна, когда дело касалось искусства. Так было с проектом «Москва — Париж. 1900–1930» в 1981-м. Сначала его представили в Центре Помпиду.
А вопрос с Москвой решался долго: «Мне пришлось сказать (уж не знаю, как я улыбалась — нагло или застенчиво, не помню): «Вы знаете, наш музей уже давно имеет плохую репутацию. Мы делаем выставки всяких художников, вот нас наругали за Тышлера… Мы делаем зарубежные выставки. Наверное, мы можем эту выставку к себе принять».
Знаменитые гости ГМИИ
Директор ГМИИ имени А. С. Пушкина Ирина Антонова во время визита Марка Шагала в музей, 1973 год
При Антоновой музей посещали многие знаменитости. «Шагал здесь был, просил меня показать ему рисунки Матисса, мы говорили по-русски, хотя я могла и по-французски, — сказала она в интервью телеканалу «Звезда». — Он посмотрел музей, очень долго, почти полтора часа мы ходили, останавливался, спрашивал. Весь музей ходил за ним хвостом, все-таки он — фантазия, звезда».
И добавила, что не так много осталось людей «с такой репутацией, пониманием, что он сделал для двадцатого столетия».
К слову, выставка «Марк Шагал. К 100-летию со дня рождения художника» 1987 года тоже стала легендарной.
«Мона Лиза» в Москве
«Джоконда» в ГМИИ имени А. С. Пушкина, 1974 год
Одним из главных качеств Ирины Александровны было умение договариваться. Ей удалось почти невозможное: привезти легендарную «Мону Лизу». Раньше этот шедевр выезжал лишь в Вашингтон и Токио. В ГМИИ узнали, что картину показывают в Японии.
«Набравшись духа, я пошла к Екатерине Алексеевне (Фурцевой. — Прим. ред.). «Вы считаете, что это будет уметь успех?» — «Несомненно». Через очень короткое время перезвонили, попросили приехать, побеседовали с Францией, с Лувром, договорились. «Будет у вас Мона Лиза!» — вспоминала Антонова.
Чтобы 15 секунд посмотреть на полотно Да Винчи, зрители часами стояли в очереди перед главным зданием. Каждый день зал с картиной посещали более четырех с половиной тысяч человек, а всего выставку посмотрели больше 310 тысяч.
Первый выезд «Олимпии»
Не менее увлекательная история — с «Олимпией» Эдуарда Мане из собрания Музея д’Орсэ.
Холст никогда не покидал стен французского собрания. Однажды директор д’Орсэ на встрече с Антоновой признался, что восхищается ею и готов предоставить любую картину для выставки — какую пожелает.
Ирина Александровна ответила сразу: «Олимпию» Мане»! Французский коллега сказал, что поговорит об этом с президентом Франции. И вскоре шедевр приехал в Москву.
Главный герой в музее
При Антоновой в ГМИИ привозили легендарные картины всемирно известных мастеров. Но главным героем в музее Ирина Александровна всегда считала зрителя.
«Музеи сейчас очень заинтересованы в зрителях, и практически вся работа сориентирована на него. Это любой музей: Метрополитен, Тейт, Лувр, Эрмитаж, Третьяковская галерея. Есть картина, есть музейный работник, а главный герой — зритель», — отмечала она в программе «Школа злословия» на НТВ.
Важность искусств
Антонова занималась не только выставками. Вместе со Святославом Рихтером она создала музыкальный фестиваль «Декабрьские вечера», организовала в ГМИИ научную конференцию «Випперовские чтения». Не говоря уже о колоссальной работе по формированию музейного городка.
"В конечном счете все искусства для этого существуют: для пробуждения добрых чувств, чтобы внушать добро, внушать понимание красоты, — объясняла Ирина Антонова в программе "Правила жизни" на телеканале "Культура". — На выставках я получаю наивысшие минуты счастья и радости".
Комментарии закрыты.