До конца десятилетия вклад беспилотной авиации в экономику России вырастет вплоть до 100 раз, а использование дронов в хулиганских и террористических целях станет невозможным. Необходимые для этого механизмы заложены в Стратегии развития отрасли, которую утвердило правительство.
Беспилотный летательный аппарат Орлан-10
Правительство РФ утвердило Стратегию развития беспилотной авиации до 2030 года и на перспективу до 2035 года. Соответствующее распоряжение подписал премьер-министр Михаил Мишустин.
Кабмин утвердил стратегию развития беспилотной авиации до 2030 года
Документ подписан с небольшим опозданием: президент давал поручение утвердить Стратегию до 31 мая, но инциденты с атаками дронов на Москву в начале мая и июне вынудили более глубоко проработать вопросы безопасности.
Движение без опасности
Чтобы риски столкновений в воздухе и нанесения ущерба объектам на земле не росли пропорционально интенсивности использования беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), документом предусматривается интеграция всех беспилотных авиационных систем в единое воздушное пространство России.
В России появится сеть работающих по принципу «одного окна» центров по производству дронов
Каждый дрон, за исключением игрушечных и «летающих камер», способных удалиться от пульта не более, чем на 30 метров, будет отслеживаться организаторами воздушного движения, а внешний пилот каждого такого воздушного судна – находиться на постоянной связи с контролерами воздушного пространства.
Полеты будут разрешены в определенных зонах и по установленным маршрутам, а дроны обеспечены навигационными средствами, исключающими столкновение. Управление дронами, которые не зарегистрированы, будет перехватываться инспекторами, а эксплуатировать беспилотники, перевозящие грузы или пассажиров (да, есть и такая опция, уточнения ниже), смогут только люди, имеющие специальное образование, или – специализированные предприятия.
Полет к восьми целям
Относительно количества беспилотников к 2030 году существует два сценария: базовый и прогрессивный. Первый исходит из роста рынка беспилотных авиационных систем в среднем на 14 процентов в год, второй реализуется при ежегодном увеличении числа дронов на 25%. В обоих сценариях предполагается, что наибольший скачок в объемах производства беспилотных авиационных систем будет наблюдаться в 2025 — 2027 годах.
Кто собьет дрон: для БПЛА появится аналог ГИБДД
Согласно базовому сценарию, к 2030 году в России будет эксплуатироваться не менее 1 млн беспилотников, причем доля БПЛА отечественного производства приблизится к 70%.
К тому времени будут подготовлены 1,1 млн специалистов в сфере исследований, разработки, производства и эксплуатации беспилотных авиационных систем, получивших подтверждение квалификации. Для сравнения, сейчас таких специалистов всего несколько тысяч, а их средний возраст превышает 50 лет.
При прогрессивном сценарии Россия не только обеспечит свои потребности в дронах, но станет заметным игроком на мировых рынках беспилотных систем.
Особое внимание будет уделяться использованию БПЛА на 8 направлениях применения: дистанционный мониторинг; авиационная разведка и охрана объектов; распыление веществ в сельскохозяйственных целях; перевозка грузов; обеспечение связью; демонстрация рекламных материалов; образовательная и спортивная деятельность; строительные, монтажные и спасательные работы. Под вопросом остается девятое направление – перевозка пассажиров. Если ее будет решено развивать, то в стратегию внесут уточнения. Но уже само упоминание такой возможности в перечне целей выглядит весьма необычно.
Новая отрасль экономики
Согласно выкладкам стратегии, сегодня доля отрасли беспилотной авиации в валовом внутреннем продукте Российской Федерации менее 0,1 процента. Этот показатель может вырасти вплоть до 100 раз, если учитывать не только продажи, но и экономический эффект от применения БПЛА. Так, указывается, что внедрение беспилотных авиационных систем в области сельского хозяйства позволят сократить расходы на средства защиты растений на 30%.
На энергосетевых предприятиях применение дронов в 8 раз снижает риск возникновения аварийных ситуаций за счет объективной инспекции сетей. В топливном секторе затраты на воздушное патрулирование газопроводов снизились в 3 раза, на 70 процентов сократилась длительность профилактических работ, объективный контроль и выявление нарушений в 5 раз снизили риски происшествий и ущерб от них. В области геологоразведки в 2 раза уменьшилась стоимость полевых исследований.
Как говорится в сообщении на официальном сайте правительства, «в течение ближайших 6,5 лет в России должна появиться новая отрасль экономики, связанная с созданием и использованием гражданских беспилотников».
По словам вице-премьера Андрея Белоусова, вслед за Стратегией правительство завершает создание нацпроекта по развитию беспилотной авиации. «Нацпроект станет основным управленческим механизмом реализации принятой стратегии», – поясняет Белоусов.
Комментарии закрыты.