Содержание:
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 14 окт — РИА Новости, Татьяна Рыжкова. Выставка-путешествие «Балабанов» в пространстве «Севкабель-порт» на Васильевском острове, приуроченная к 25-летию фильма «Брат», посвящена жизни и творчеству культового российского режиссера. Зачем туда идти и чего ждать — в материале РИА Новости.
Знаковое место
В 1990 году уроженец Свердловска Алексей Балабанов приехал в Санкт-Петербург (тогда еще Ленинград) и остался там навсегда. На «Ваське» он жил, катался на велосипеде и снимал фильмы. В 2013-м его тут и похоронили — на Смоленском кладбище.
В его лентах Северная столица всегда разная — романтичная в «Мне не больно», пустынная и отстраненная в «Счастливых днях», опасная, ветреная и музыкальная в «Брате». А «Про уродов и людей» вообще отправляет зрителя в Петербург Серебряного века — беспощадный и эстетский.
Внутри мира Балабанова
«Балабанов» — интерактивная выставка. Зрителям предлагают буквально прикоснуться к некоторым экспонатам. Можно сфотографироваться с лодкой из картины «Про уродов и людей», встать на рельсы и лечь в трамвайчик из «Брата», посидеть в поезде, где в окнах мелькают кадры из разных фильмов. Или побывать у кострища, как герои ленты «Я тоже хочу».
Все эти воссозданные объекты рассчитаны на эффект узнавания. «Вот же она, та самая лодка, тот самый трамвай, та самая лесная завалинка», — скажет зритель, знакомый с творчеством режиссера. А те, кто не смотрел его кино, символьный код экспозиции считать в полной мере не смогут — но, возможно, именно здесь им заинтересуются.
Звук имеет значение
Организаторы отказались от гидов и экскурсий в привычном смысле. Подготовили аудиоматериалы, которые гости выставки слушают через специальную гарнитуру. Сыновья Алексея Октябриновича, Петр и Федор, рассказывают об отце как о человеке, о его характере и привычках. Их комментарии сопровождают посетителей в первом зале, где представлены вещи, принадлежавшие режиссеру, документы и фото из семейного архива.
Посетитель в первом зале выставки
Остальные залы посвящены фильмам. В наушниках — истории обычных россиян, чью жизнь изменили картины мастера. Это удачная находка: Алексей Балабанов — народный режиссер, логично, что о его творчестве рассуждают зрители. Это делает выставку полифонической, многоголосной и более разноплановой.
Аудиодорожки включаются автоматически — достаточно подойти к специальным значкам на стенах. Перемотать или поставить на паузу невозможно, а иногда очень хочется — экспонаты, декорации и звук сложно воспринимать одновременно.
На выставке обильно представлены фото-, видеоконтент и документы
В залах звучат песни исполнителей 1990-х, таких как «Наутилус Помпилиус», — еще один символ балабановской эпохи. Инсталляции воздействуют на все органы чувств: в пространстве фильма «Война» к звуку примешивается легкий специфический запах от тканевых мешков с песком.
Своя атмосфера
Декорации массивны, замысловаты и даже могут показаться избыточными. Их цель — передать атмосферу балабановской России, страны не только мрачной и жестокой, но и волшебной, где есть место одухотворенности и чуду. Оформление отдельных зон соответствует духу той или иной картины. Цветовая гамма — приглушенные, темные и стальные оттенки.
Выделяются локации, посвященные фильмам «Жмурки» и «Груз 200». Первая оформлена в виде яркого огромного комикса, вторая — как большая, совершенно белая комната, в которой — телевизор, ковер, кресло и красные туфли главной героини.
Секции связаны элементами, проходящими через всю экспозицию: это дорожные указатели с цитатами и названиями работ мастера. И выполненные из металла серые горные пики, которые вызывают ассоциации с невским гранитом.
Бодров навсегда
Центральные пространства решены как оммаж Сергею Бодрову. Сыгранный им Данила Багров, главный персонаж фильмов «Брат» и «Брат-2», стал культурным героем современной России. Для Балабанова актер был другом, и режиссер до конца своих дней не мог смириться с его гибелью. На лестнице, ведущей на выставку, — строчки стихотворения «Я узнал, что у меня есть огромная семья» — его читает Данила в «Брате-2».
Стенд о Бодрове и Багрове
Огромное полотно с кадрами из фильмов, которые складываются в портрет Данилы. Под ним — стенд-анкета с информацией о том, какими были Сергей Бодров и его герой, в чем их отличия и сходства.
Кармадонское ущелье, в котором произошел сход ледника Колка
В какой-то момент вездесущие металлические пики превращаются в ущелье. Пересекая его, зритель слышит рассказы разных людей о гибели Бодрова и его съемочной группы под ледником Колка. И это, пожалуй, самый эмоциональный элемент экспозиции.
Не только «Брат»
Выставка «Балабанов» рассчитана в первую очередь на погружение, а не на информирование. Организаторам хотелось передать атмосферу его творчества, вызвать у посетителей ассоциации и эмоции, соответствовать по духу режиссеру, который был символистом. Он любил музыку, задающую темп и смысл, поэтому звуковой ряд играет решающую роль.
Балабанов обожал Санкт-Петербург — и вокруг зрителя выстраивают северное пространство, удачно интегрированное в цех «Севкабеля» с его трубами, металлическими конструкциями внутри и бесконечным ветром, шумом залива и чахлым солнцем снаружи.
Также здесь можно узнать малоизвестные факты о произведениях Алексея Октябриновича: например, о неснятых и первых фильмах. Это три короткометражки, созданные им в Свердловске на Высших режиссерских курсах: «Настя и Егор», «У меня нет друга», «Раньше было другое время». Им посвящены стенды в виде старой советской квартиры и рок-сцены. В этих лентах проявляются первые штрихи неповторимого балабановского стиля, его беспощадная честность в изображении эпохи.
Комментарии закрыты.