Все самое важное и интересное за последние сутки в сферах политики, экономики, общества и технологий. Также достижения спорта и культуры

Селфи XX века: о чем говорят автопортреты на выставке «Точки зрения»

Селфи XX века: о чем говорят автопортреты на выставке "Точки зрения"

МОСКВА, 13 июн — РИА Новости, Алина Кравцова. Взгляд человека на самого себя субъективен — это особенно очевидно на выставке, открывшейся в Музее русского импрессионизма. «Точки зрения» — собрание автопортретов и портретов известных художников начала XX века. Почему некоторые мастера не любили собственные изображения и кто, наоборот, больше всего писал себя — в материале РИА Новости.

Озарение

Куратор выставки, посвященной советскому коллекционированию, обратила внимание, что московский экономист и коллекционер Яков Рубинштейн старался раздобыть чей-то портрет, если у него уже был автопортрет этого человека, и наоборот. Это послужило отправной точкой для создания масштабной экспозиции.

Селфи XX века: о чем говорят автопортреты на выставке "Точки зрения"

Селфи XX века: о чем говорят автопортреты на выставке "Точки зрения"

Селфи XX века: о чем говорят автопортреты на выставке "Точки зрения"

«Точки зрения» позволяют увидеть, как можно по-разному изобразить одного и того же человека. Так, ученица Ильи Репина Анна Остроумова-Лебедева представила себя в образе румянощекой красавицы на розовом фоне, подчеркнув свою женственность. На картине Филиппа Малявина она — строгая дама в темном платье и очках. Остроумова не любила этот портрет, хотя автор считал, что подчеркнул ее современность и прогрессивность.

Селфи XX века: о чем говорят автопортреты на выставке "Точки зрения"

Портрет и автопортрет Исаака Бродского

Зинаида Серебрякова, которую многие знают по работе «За туалетом. Автопортрет», в жизни была совсем другой — с более вытянутым лицом и тонким носом.

Селфи XX века: о чем говорят автопортреты на выставке "Точки зрения"

Селфи XX века: о чем говорят автопортреты на выставке "Точки зрения"

«Она уходила в стилизацию сознательно, не потому что видела себя по-особому, — объясняет куратор выставки Наталья Свиридова. — Это творческий ход. Портрет — не обязательно правдивое изображение, для этого есть фото. Чаще всего это эксперимент и личное высказывание».

Художница часто рисовала себя, потому что ей было удобно изображать модель, которая всегда под рукой. На выставке много ее автопортретов. Так же нередко писал себя Илья Репин — по его «селфи» можно рассказывать биографию. Считается, что он изменил русский портретный жанр, привнеся в него элементы импрессионизма. Любили автопортреты Мелиоти, Ларионов, Гончарова.

"Во-первых, это связано с изменением точки зрения на роль художника в обществе, — говорит куратор. Во-вторых, новая живописная техника позволяла писать быстро. Академическая послойная живопись, когда нужно ждать высыхания на каждом этапе, заставляла художников экономить время на себе. Так, у Боровиковского нет ни одного автопортрета".

Магия зеркал и карнавальные маски

В начале XX века в России возникали новые художественные течения — символизм, авангардизм, кубизм, конструктивизм, футуризм, лучизм. Единомышленники объединялись в творческие союзы — «Мир искусства», «Голубая роза», товарищество передвижников.

В некоторых работах сочетаются разные жанры.

"До середины XIX века теоретики считали, что по портретам нельзя судить о развитии изобразительного искусства, — рассказывает Наталья Свиридова. — Думали, это слишком консервативный жанр с очень узкими задачами — передать сходство с человеком. С начала XX столетия все изменилось".

Читать также:  Образование с акцентом: иностранцы продолжают ехать учиться в Россию

Тогда же в портретах появились и новые мотивы — зеркала, маски, карнавальные или старинные костюмы, окна, средневековые города в качестве фона или даже городские микромиры.

Селфи XX века: о чем говорят автопортреты на выставке "Точки зрения"

Селфи XX века: о чем говорят автопортреты на выставке "Точки зрения"

Селфи XX века: о чем говорят автопортреты на выставке "Точки зрения"

Селфи XX века: о чем говорят автопортреты на выставке "Точки зрения"

Селфи XX века: о чем говорят автопортреты на выставке "Точки зрения"

Так, на картине Николая Ульянова «Автопортрет с парикмахером» кажется, что он находится в зеркальной комнате.

Селфи XX века: о чем говорят автопортреты на выставке "Точки зрения"

Посетитель возле картины «Автопортрет с парикмахером» художника Николая Ульянова, представленной на выставке «Точки зрения» в Музее русского импрессионизма в Москве

По холстам можно понять и взаимоотношения мастеров. Илью Репина и Исаака Бродского связывали общие дела, Бориса Кустодиева и Ивана Куликова — дружба. Есть в экспозиции и семейные пары — Фаворские, Кардовские.

Селфи XX века: о чем говорят автопортреты на выставке "Точки зрения"

Посетительница на выставке «Точки зрения» в Музее русского импрессионизма в Москве

Многоликий Шаляпин

Легендарный бас увлекался живописью и скульптурой. Работ, связанных с ним, оказалось так много, что их выделили в спецпроект «Точки зрения: Федор Шаляпин».

Селфи XX века: о чем говорят автопортреты на выставке "Точки зрения"

Селфи XX века: о чем говорят автопортреты на выставке "Точки зрения"

Селфи XX века: о чем говорят автопортреты на выставке "Точки зрения"

На полотнах — его знаменитые образы Ивана Грозного и Бориса Годунова, Демона и Фарлафа, Дона Базилио и Дон Кихота.

"Кого-то вдохновляли роли, кто-то делал частные портреты, — отмечает сокуратор спецпроекта Анна Скляревская. — Многоликость певца как человека, артиста и художника мы и пытались раскрыть. Все эти разные точки зрения на него здесь представлены".

Одна из самых монументальных — картина Александра Головина, изобразившего Шаляпина в роли Демона. Певец позирует в сценическом костюме в декорационной мастерской Мариинского театра. Рядом с этим холстом — карикатурная зарисовка закулисья: артист с рюмкой и килькой, нанизанной на вилку.

Селфи XX века: о чем говорят автопортреты на выставке "Точки зрения"

Посетители на выставке «Точки зрения» в Музее русского импрессионизма в Москве

Здесь и оригиналы костюмов певца, а в некоторых частях зала слышны знаменитые арии в исполнении Шаляпина.

Еще одна знаковая работа — портрет артиста кисти Бориса Кустодиева. Тут оперный бас предстает в роскошной соболиной шубе, полученной в качестве гонорара.

Селфи XX века: о чем говорят автопортреты на выставке "Точки зрения"

Экскурсовод возле картины «Портрет Шаляпина» художника Бориса Кустодиева на выставке «Точки зрения» в Музее русского импрессионизма в Москве

«Существует две версии картины, — уточняет куратор. — Эта, большая, так понравилась самому певцу, что он увез ее с собой в эмиграцию. В его семье работа хранилась до 1968-го, пока наследники не передали ее в Санкт-Петербургский музей музыкального и театрального искусства». Борис Кустодиев сделал себе копию поменьше — она в постоянной экспозиции Русского музея в Санкт-Петербурге.

Комментарии закрыты.