МОСКВА, 13 июн — РИА Новости, Алина Кравцова. Взгляд человека на самого себя субъективен — это особенно очевидно на выставке, открывшейся в Музее русского импрессионизма. «Точки зрения» — собрание автопортретов и портретов известных художников начала XX века. Почему некоторые мастера не любили собственные изображения и кто, наоборот, больше всего писал себя — в материале РИА Новости.
Озарение
Куратор выставки, посвященной советскому коллекционированию, обратила внимание, что московский экономист и коллекционер Яков Рубинштейн старался раздобыть чей-то портрет, если у него уже был автопортрет этого человека, и наоборот. Это послужило отправной точкой для создания масштабной экспозиции.
«Точки зрения» позволяют увидеть, как можно по-разному изобразить одного и того же человека. Так, ученица Ильи Репина Анна Остроумова-Лебедева представила себя в образе румянощекой красавицы на розовом фоне, подчеркнув свою женственность. На картине Филиппа Малявина она — строгая дама в темном платье и очках. Остроумова не любила этот портрет, хотя автор считал, что подчеркнул ее современность и прогрессивность.
Портрет и автопортрет Исаака Бродского
Зинаида Серебрякова, которую многие знают по работе «За туалетом. Автопортрет», в жизни была совсем другой — с более вытянутым лицом и тонким носом.
«Она уходила в стилизацию сознательно, не потому что видела себя по-особому, — объясняет куратор выставки Наталья Свиридова. — Это творческий ход. Портрет — не обязательно правдивое изображение, для этого есть фото. Чаще всего это эксперимент и личное высказывание».
Художница часто рисовала себя, потому что ей было удобно изображать модель, которая всегда под рукой. На выставке много ее автопортретов. Так же нередко писал себя Илья Репин — по его «селфи» можно рассказывать биографию. Считается, что он изменил русский портретный жанр, привнеся в него элементы импрессионизма. Любили автопортреты Мелиоти, Ларионов, Гончарова.
"Во-первых, это связано с изменением точки зрения на роль художника в обществе, — говорит куратор. — Во-вторых, новая живописная техника позволяла писать быстро. Академическая послойная живопись, когда нужно ждать высыхания на каждом этапе, заставляла художников экономить время на себе. Так, у Боровиковского нет ни одного автопортрета".
Магия зеркал и карнавальные маски
В начале XX века в России возникали новые художественные течения — символизм, авангардизм, кубизм, конструктивизм, футуризм, лучизм. Единомышленники объединялись в творческие союзы — «Мир искусства», «Голубая роза», товарищество передвижников.
В некоторых работах сочетаются разные жанры.
"До середины XIX века теоретики считали, что по портретам нельзя судить о развитии изобразительного искусства, — рассказывает Наталья Свиридова. — Думали, это слишком консервативный жанр с очень узкими задачами — передать сходство с человеком. С начала XX столетия все изменилось".
Тогда же в портретах появились и новые мотивы — зеркала, маски, карнавальные или старинные костюмы, окна, средневековые города в качестве фона или даже городские микромиры.
Так, на картине Николая Ульянова «Автопортрет с парикмахером» кажется, что он находится в зеркальной комнате.
Посетитель возле картины «Автопортрет с парикмахером» художника Николая Ульянова, представленной на выставке «Точки зрения» в Музее русского импрессионизма в Москве
По холстам можно понять и взаимоотношения мастеров. Илью Репина и Исаака Бродского связывали общие дела, Бориса Кустодиева и Ивана Куликова — дружба. Есть в экспозиции и семейные пары — Фаворские, Кардовские.
Посетительница на выставке «Точки зрения» в Музее русского импрессионизма в Москве
Многоликий Шаляпин
Легендарный бас увлекался живописью и скульптурой. Работ, связанных с ним, оказалось так много, что их выделили в спецпроект «Точки зрения: Федор Шаляпин».
На полотнах — его знаменитые образы Ивана Грозного и Бориса Годунова, Демона и Фарлафа, Дона Базилио и Дон Кихота.
"Кого-то вдохновляли роли, кто-то делал частные портреты, — отмечает сокуратор спецпроекта Анна Скляревская. — Многоликость певца как человека, артиста и художника мы и пытались раскрыть. Все эти разные точки зрения на него здесь представлены".
Одна из самых монументальных — картина Александра Головина, изобразившего Шаляпина в роли Демона. Певец позирует в сценическом костюме в декорационной мастерской Мариинского театра. Рядом с этим холстом — карикатурная зарисовка закулисья: артист с рюмкой и килькой, нанизанной на вилку.
Посетители на выставке «Точки зрения» в Музее русского импрессионизма в Москве
Здесь и оригиналы костюмов певца, а в некоторых частях зала слышны знаменитые арии в исполнении Шаляпина.
Еще одна знаковая работа — портрет артиста кисти Бориса Кустодиева. Тут оперный бас предстает в роскошной соболиной шубе, полученной в качестве гонорара.
Экскурсовод возле картины «Портрет Шаляпина» художника Бориса Кустодиева на выставке «Точки зрения» в Музее русского импрессионизма в Москве
«Существует две версии картины, — уточняет куратор. — Эта, большая, так понравилась самому певцу, что он увез ее с собой в эмиграцию. В его семье работа хранилась до 1968-го, пока наследники не передали ее в Санкт-Петербургский музей музыкального и театрального искусства». Борис Кустодиев сделал себе копию поменьше — она в постоянной экспозиции Русского музея в Санкт-Петербурге.
Комментарии закрыты.