Содержание:
МОСКВА, 30 янв — РИА Новости, Павел Сурков. Он четко соблюдал законы комедии, но говорил на своем, уникальном художественном языке. Создал ярких всенародно любимых персонажей и раскрыл сатирический талант многих знаменитых актеров. Сегодня столетие Леонида Гайдая, а его киноработы нисколько не устарели. Как появилась легендарная троица — Трус, Балбес и Бывалый, почему Михалков не сыграл Остапа Бендера и чем режиссеру не угодила Мила Йовович — в материале РИА Новости.
Медаль бойца
В детстве Гайдай постоянно ходил в Иркутский драмтеатр. А потом устроился туда рабочим сцены. Все спектакли гастролирующего в городе Московского театра сатиры посмотрел не по одному разу. Сразу понял: вот куда надо стремиться — к искусству острому, обличительному и невероятно смешному.
Но вмешалась война. Леонид Иович служил в пехоте. Однажды забросал гранатами огневую точку противника, чудом выжил. Ходил в разведку, брал языка. Получил «За боевые заслуги», легендарную «медаль бойца» — награду простых солдат, проявивших на поле боя настоящий героизм.
Война закончилась для него в 1943-м. Подорвался на противопехотной мине: тяжелое ранение, осколки в ноге мучили его до конца жизни. А тогда комиссовали.
После Победы окончил театральную студию при Иркутском драматическом театре. А затем поступил в столице на режиссерский факультет ВГИКа.
Трус, Балбес и Бывалый
Одну из его первых картин — «Жених с того света» — нещадно порезала цензура. Сатирическая комедия превратилась в короткометражку. А начинающего режиссера Министерство культуры на несколько лет отлучило от работы.
Но к Гайдаю благоволил Иван Пырьев — один из лучших советских режиссеров. Он предложил ему снять еще одну короткометражку — для молодежного киноальманаха «Совершенно серьезно». И Леонид Иович решил сделать трюковую ленту — в лучших традициях раннего кинематографа. Сюжет нашел в фельетоне Степана Олейника о незадачливых браконьерах, отправившихся глушить рыбу динамитом.
Так появилась знаменитая троица: Трус, Балбес и Бывалый. Три разных характера, четкие образы, наделенные невероятным обаянием. Они вернули на экраны чаплинский задор, безумие трюков Бастера Китона, Гарольда Ллойда и актуальную сатиру.
Любимцы страны
Гайдай стопроцентно угадал и с выбором артистов. В итоге Юрий Никулин, Георгий Вицин и Евгений Моргунов стали героями анекдотов, публика отождествляла их с экранными персонажами. Особенно это раздражало Вицина — мастера с ярким драматическим даром, серьезно увлекающегося йогой и философией. Спиртного вообще не употреблял — а поклонники то и дело звали его «пропустить по сто грамм».
Народный артист СССР Юрий Никулин в роли Балбеса, артист Евгений Моргунов в роли Бывалого и народный артист РСФСР Георгий Вицин в роли Труса в фильме «Самогонщики»
Веселая троица участвовала во всех классических гайдаевских комедиях 1960-х (кроме «Бриллиантовой руки»). Их снимали и другие режиссеры (например, Эльдар Рязанов в картине «Дайте жалобную книгу!»). Попали даже в мультфильм «Бременские музыканты».
На съемках Гайдай устроил для актеров конкурс: бутылка шампанского — за гэг. На «Кавказской пленнице» Никулин выиграл 24 бутылки, Моргунов — 18, а трезвенник Вицин — только одну. Взял на память.
Этот фильм стал последним для троицы у Гайдая. С режиссером поссорился Евгений Моргунов, отличавшийся тяжелым характером, и Леонид Иович больше его снимал.
Лучшие экранизации
Гайдай четко соблюдал законы комедии, не менявшиеся с 1920-30-х. И при этом аккуратно цитировал недоступные широкому зрителю западные фильмы. Например, фраза «Тренируйся на кошках» перекочевала из «Голдфингера» — одной из серий бондианы. А многие сцены в «Бриллиантовой руке» — из итальянского кинематографа.
Многие считают «12 стульев» Гайдая лучшей экранизацией романа Ильфа и Петрова. Артиста на роль Остапа искали долго. Пробовался и Владимир Высоцкий. У Никиты Михалкова была отличная проба. Но он уже сам думал о режиссуре, а двум медведям не ужиться в одной берлоге. Леонид Иович не терпел, когда кто-то с ним на площадке спорил — даже в мелочах. Выбор пал на яркого и обаятельного Арчила Гомиашвили.
Гайдай мог оригинально повернуть сюжет полузапрещенного в стране текста. Сделал из пьесы почти не печатаемого в СССР Булгакова одну из любимейших народных комедий. «Иван Васильевич меняет профессию» близок к первоисточнику, но режиссер осовременил литературный источник, добавил научной романтики 1970-х.
Без Милы
В «Не может быть!» по Зощенко Гайдай раскрыл комедийный талант экранных красавцев Евгения Жарикова и Олега Даля. Ну и, конечно, у него была своя команда — артисты, кочевавшие из фильма в фильм: Леонид Куравлев, Михаил Кокшенов, Георгий Вицин. Одним из таких, снимавшихся уже на закате творчества Леонида Иовича, стал Дмитрий Харатьян. С ним режиссер крепко подружился.
Комментарии закрыты.