Содержание:
МОСКВА, 25 сен — РИА Новости, Татьяна Рыжкова. В Москве завершается кинофестиваль хорроров «Капля». Режиссеры и организаторы рассказали РИА Новости, как себя чувствует жанр ужасов в России и как он меняется со временем.
Три составляющие кино
Российский хоррор делится на два течения. Во-первых — высокобюджетное кино, известное широкому кругу зрителей. И во-вторых — авторские экспериментальные фильмы, снятые за минимальные деньги. Эти картины показывают на фестивалях и интернет-платформах, круг поклонников у них узкий.
"То, что попадает на большие экраны, — в основном калька с американского кино, — рассказывает организатор фестиваля "Капля" Виктор Буланкин. — Из современных режиссеров только Святослав Подгаевский пытается снимать фильмы, которые базируются на российском фольклоре и местных обычаях".
Кадр из фильма «Гоголь. Начало»
Популярные хорроры интересно экспериментируют с жанрами. Например, трилогия «Гоголь» Егора Баранова снята на стыке ужасов, детектива и комедийного китча. Не все зрители и критики это оценили положительно, хотя смешение страшного и смешного, логичного и абсурдного — вполне в духе Гоголя.
По словам Смирнова, сейчас в Америке и Европе возник запрос на умные фильмы, которые заставляют замечать детали и метафоры. Пример — «Солнцестояние» Ари Астера. Постепенно эти тренды приходят и в российское кино.
Чем пугает экспериментальное кино
Участники «Капли» разные, но у них есть общие тенденции. Во-первых, стремление сделать ленты глубокими, наполнить их символизмом и поэзией. Во-вторых, режиссеры пытаются быть «ближе к народу» — жуткие события происходят в обычных русских городах, в подворотнях и подъездах.
"В российском фестивальном кино много психологизма, — считает
Буланкин. — Оно более философское".
Распространено обращение к теме психических расстройств. Это противоречивая тенденция — с одной стороны, она может стигматизировать подобные заболевания. С другой — в некоторых фильмах душевнобольных людей изображают, как наделенных даром видеть скрытые от обычных глаз, но существующие явления.
Недостатки авторских хорроров типичны для низкобюджетного кино — дешевые спецэффекты, некачественная операторская работа, плохой свет, слабая цветокоррекция. Превратить эти минусы в плюсы помогает обращение к жанру мокьюментари — псевдодокументальному кино — как будто снятому случайно на любительскую камеру или камеры слежения. В этом жанре, кстати, созданы такие мировые хиты, как «Ведьма из Блэр» и «Паранормальное явление».
"Появилось много вертикального кино, снятого на айфон, — уточняет Буланкин. — В стиле видео, которые выкладывают в социальных сетях".
Есть постановщики, которых интересует тема космоса, — например, Стефан Чаповский снял короткометражку «Ген Войны» о группе солдат, похищенных пришельцами.
"Космос всегда манил человечество таинственностью, — говорит Чаповский. — Такие старые фильмы, как "Нечто"(1982) и "Чужой" (1979), я считаю эталонами жанра. Космохоррор — достаточно редкий "товар" в кинематографе, отчего становится еще более ценным".
В поисках формулы идеального ужастика снимают документальные фильмы о создании такого кино. «Каплю» 2022 года открыла лента «Андрей Дударенко. Лицо с портрета» — видеоинтервью Ивана Качалина с актером «Прикосновения», пионера в этом жанре в России.
Прикосновение к хоррору 90-х
В поисках самобытности и у зрителей, и у режиссеров растет интерес к фильмам эпохи перестройки. Иван Качалин рассказал, что сейчас снимает ремейк «Прикосновения». Этот фильм 1992 года не имел успеха в прокате, но через 30 лет стал культовым. В нем следователь Андрей Крутицкий расследует дело о череде странных самоубийств, которые связаны с покойным Николаем Мальцевым (его сыграл Андрей Дударенко) и некоей мистической организацией Форзи.
Кадр из фильма «Господин оформитель»
"Замыкая тройку интересных фильмов 90-х годов, не могу не вспомнить фильм "Паутина", — обращает внимание Качалин. — О матери, которая отдает душу дьяволу за талант скрипача для сына. Там играет Михаил Тихонов, один из лучших актеров русского дубляжа".
Не «Пищеблоком» единым
Производство сериалов в жанре ужасов и триллеров, по словам Качалина, пока в зачаточном состоянии. Самый известный — «Пищеблок» Подгаевского, где авторы обращаются к популярной теме советской пионерии. Его, как и «Топи», высоко оценивает режиссер Денис Зарубин, отмечая «приятную ламповую атмосферу страшилок из детства».
"Хочу еще отметить "Пансион" Подгаевского, — добавляет Качалин. – Про закрытую девичью школу в 1905 году. На мой взгляд, он любопытнее "Пищеблока". Не хоррор, но остросюжетный сериал, который впечатлил меня как зрителя —"Игра на выживание" Карена Оганесяна. Я смотрел до потери пульса, не мог отойти от экрана".
Востребован ли вообще русский хоррор?
"Говорят, у нас нет культуры смотрения фильмов ужасов. Это ошибочное суждение. Многие любят мистику, — уверен Качалин. — За каждым застольем, где собирается больше пяти человек, начинаются разговоры о мистическом. Я сам тому свидетель".
Русский авторский хоррор интересен и за рубежом — например, «Ген Войны» Чаповского уже собрал несколько международных наград на кинофестивалях США и Европы. Ремейком «Прикосновения» Качалина заинтересовались две крупные киностудии.
У режиссеров «Капли» на будущее большие планы. Если все получится, возможно, мы скоро увидим самобытный отечественный ужастик — осмысленный, но беспощадный.
Комментарии закрыты.