Содержание:
МОСКВА, 16 ноя — РИА Новости, Татьяна Рыжкова. В Большом театре громкая премьера — «Лабиринт», объединивший три одноактных балета. Самый любопытный — «Минотавр» с хореографией всемирно известного Патрика де Бана и сценографией Даши Намдакова. О чем спектакль и почему его можно назвать «постановкой силы» — в материале РИА Новости.
Трудности перевода
Шарль Бодлер сказал: «Поэт — античный герой, который побеждает чудовище». «Нет, — ответил аргентинец Хулио Кортасар. — Поэт — сам чудовище в глазах общества».
Для пьесы «Цари» он использовал знаменитый критский миф, перевернув его с ног на голову. Афинский герой Тесей у Кортасара — недалекий и тщеславный лжец, который хочет прославиться, убив монстра. Наследница критского трона Ариадна влюблена не в него, а в Минотавра. И клубок ей нужен, чтобы вывести из лабиринта не царевича, а человекобыка.
Артисты балета Денис Савин и Мария Виноградова в сцене из одноактного балета «Минотавр» в Государственном академическом Большом театре
Сам Минотавр — философ, изолированный от мира из-за пугающей внешности. Его держит в заточении отчим, владыка Крита Минос. Афинские юноши и девушки, впрочем, и правда пропадают в лабиринте. Вот только человекобык их не пожирает и даже не убивает, а учит музыке и танцам. Но об этом никто не знает.
Затейливая трактовка аргентинца заинтересовала Патрика де Бана, хореографа из Германии. Так появилась идея балета.
Пьеса Кортасара написана белым стихом, в ней важно каждое слово. Можно ли перевести эту историю на язык танца, костюма, цвета?
Как оказалось, вполне.
Три уровня трактовки
Минотавр — фигура многозначная. Во-первых, это образ инаковатого творческого человека, которого общество не принимает, не понимает — но не гнушается получать выгоду от его необычности. Так, в пьесе Минос распускает слухи о кровожадности пасынка, чтобы держать в страхе соседние народы.
"Люди воспринимали Минотавра как злобное чудовище, — рассказывает хореограф Патрик де Бана. — Но для меня он — жертва действий людей".
Чтобы разглядеть за страшной внешностью красивую душу, нужно иметь открытое сознание, видеть мир глазами ребенка или влюбленного. Так смотрит на героя Ариадна, но она — исключение.
Артист балета Денис Савин в сцене из одноактного балета «Минотавр» в Государственном академическом Большом театре
В пьесе Тесей говорит человекобыку: «Если тебя я стану слушать, тогда едва ли я смогу тебя убить». Тем самым подтверждая, что сознательно хочет видеть в сыне Пасифаи ужасную внешность, а не личность. Он сожалеет, что не может отсечь Минотавру только звериную голову, а обычное тело оставить жить.
Эта метафора очевидна: общество стремится исправить странных людей, не понимая, что особенности — часть их природы. Поэтому пьеса Кортасара имеет, несомненно, гуманистический посыл.
"В нашем балете Минотавр не монстр, — объясняет Мария Виноградова, исполнительница партии Ариадны. — Он одиночка. Он ищет себя, его терзают душевные боли".
Постановка Патрика де Бана — о каждом, кто хоть раз в жизни чувствовал себя непонятым, лишним, сталкивался с травлей или был не уверен в себе. Спектакль не просто красив — у него психотерапевтический эффект. Разделяя одиночество главного героя, зритель ощущает то, что Аристотель называл уже приевшимся словом «катарсис».
Артистка балета Мария Виноградова в сцене из одноактного балета «Минотавр» на сцене Государственного академического Большого театра
"И для меня Минотавр — жертва, — говорит один из исполнителей главной партии Денис Савин. — Вечно в темноте, постоянно один. Некому задать вопросы, не от кого получить ответы. Чудовищная внешность не отображает, что у него внутри".
Кортасар отмечал, что его лабиринт символизирует подсознание. Патрик де Бана трактует этот образ шире — как реальность и жизнь. И Минотавр в таком контексте — творческое и эмоциональное начало человека, неуправляемое, пугающее и продуктивное. Можно обратиться к нему, чтобы обрести вдохновение и любовь, как это делает Ариадна. Можно держать его под контролем разума и не выпускать, как Минос. А можно бояться его и пытаться уничтожить, как Тесей.
И наконец, третья трактовка образа Минотавра — внушающая страх, но благодатная сила природы, без которой невозможна настоящая жизнь. У Кортасара герой до заключения в лабиринт гуляет среди цветов, декламируя их названия. А в подземной тюрьме тоскует по морю.
Любовь Ариадны — единственное, что связывает его с внешним миром. Человекобык погибает не от удара меча Тесея, а в момент, когда верит, что царевна предала его.
"Моя Ариадна — влюбленная, — отмечает Виноградова. — И это раскрывается через пластику в наших дуэтах".
Интересно, что двух подлых царей — Тесея и Миноса — как персонажей в балете нет вообще. Акцент сделан на внутреннем мире героя и его отношениях с матерью и любимой.
"Через взаимодействие с ними он может гармонично существовать в темноте, — считает Савин. — Пытается найти объяснение, почему он один, что с ним происходит. Задает вопрос — но ответа не получает".
Сцена и цвет
Сценография «Минотавра» очень лаконична, главная декорация — черный фон. В этом де Бана скрупулезно следует первоисточнику — важность темного лабиринта не раз подчеркивал Кортасар.
"Эта история — и про любовь, и про погружение во тьму, и про погружение в свет. Как маятник", — замечает Ильдар Гайнутдинов, один из исполнителей роли Минотавра.
Артисты балета Виктория Брилева и Денис Савин в сцене из одноактного балета «Минотавр» в Государственном академическом Большом театре
Единственное украшение сцены — огромная бычья голова из дерева, багрово-черный череп с металлическими рогами в форме молодого месяца. Точь-в-точь как его описывал аргентинский автор. Это главный символ пьесы: и мечта Тесея, доказательство его победы, и знак самой земли, в недрах которой расположен лабиринт. И отличительная черта Минотавра — проклятие и особенность, сделавшая человекобыка легендой.
Генеральная репетиция проекта «Лабиринт» в Большом театре
Важную роль играют костюмы танцоров. Минотавр усыпан сверкающими серебром стразами, его тело кажется нездешним и невесомым. Оно резко контрастирует с тяжелой багровой головой из дерева и металла. Так выражена двойственность героя — чудовища, философа, порождения природы с духом мечтателя и творца.
Артист балета Денис Савин в сцене из одноактного балета «Минотавр» в Государственном академическом Большом театре
У Ариадны и Пасифаи отличаются только цвета платьев — красный и черный соответственно. В пьесе Минос внушает девушке, что она дочь царя и должна смотреть на мир, как отец. Но в том и беда, что по духу она — дочь царицы. Пасифая любила бога Посейдона, который явился к ней в облике быка. Ариадна любит Минотавра, человека с бычьей головой. Обе идут против правил и законов, что приводит к трагедии.
Музыка и танец
Музыку для балета «Лабиринт» написал Макс Рихтер — современный британский композитор немецкого происхождения. Он любит экспериментировать с литературой. В одном из его альбомов Тильда Суинтон цитирует произведения Кафки. А в Memoryhouse звуки природы наложены на голоса людей, которые читают стихи на разных языках.
Удачный выбор автора для музыки к «Минотавру» — произведению по сложной, метафорической пьесе.
Артисты балета в сцене из одноактного балета «Минотавр» в Государственном академическом Большом театре
Движения человекобыка начинаются в полной тишине. Потом добавляются тревожные, трагические звуки скрипки и клавишных. Это не классический балет, а контемпорари — стиль на основе танца модерн. Он позволяет исполнителям глубже понять и четче выразить героев.
Команда со всего мира
Спектакль создавала мультикультурная группа. Возможно, поэтому он получился не русским или западным, а понятным каждому.
Патрик де Бана и Макс Рихтер пригласили работать над либретто Хосе Андраде, над костюмами и светом — Игоря Чапурина и Ивана Виноградова.
"Я артист и считаю, что искусство должно объединять людей, а не разделять", — подчеркивает де Бана.
Голова-декорация — арт-объект авторства бурятского скульптора Даши Намдакова.
Это всемирно известный представитель современной культуры Сибири. Герои его скульптур — волшебные существа из разных мифов. Для черепа Минотавра Даши использовал ствол старой сосны из Карелии и минимально его обработал.
"Никакой художник не может повторить то, что создает природа, — говорит он. — Мы просто воспользовались тем, что она сотворила, и немного поучаствовали в процессе".
Путь в подсознание
Балеты «Сияние» и «Нерв» связаны с «Минотавром» и друг с другом общей идеей — они исследуют мир человеческого подсознания.
В «Сиянии» человек выходит из дома, чтобы путешествовать по мирам. Но вот вопрос: в реальности или в мечтах? В какой-то момент дом превращается в огромную голову — и зритель знает ответ.
Постановка сопровождается ярким футуристическим видеорядом, рассматривать который — отдельное удовольствие. А серебряные детали на головах и одежде танцоров-путешественников — почти такие же, как на теле Минотавра. Это наводит на мысль: может быть, критский узник — такой же странник, гость из иных миров?
Каждый зритель решит для себя сам.
Комментарии закрыты.