В русском языке есть слово «постер» в значении «плакат, афиша». Но нет своей версии глагола posterize. Есть, конечно, выражение «поместить на плакат», но это звучит слишком сухо, если речь идет о конкретном событии в баскетбольном матче.
Если вы смотрите НБА с американскими комментаторами, то это слово вам знакомо. «Posterize» означает забить настолько красиво, чтобы фотография этого процесса была достойна того, чтобы ее превратили в плакат и повесили на стену.
Вот моя совершенно объективная и практически научная классификация постеров и постеризаций в НБА.
ПОСТЕР, НО НЕ ДАНК
Некоторые моменты достаточно хороши, чтобы их поместили на постер, хотя в них никто даже сверху не забивает. Такое подвластно только избранным. У меня на стене, например, висит фотография решающего броска Майкла Джордана в финале-1998. Майкл в красной форме, все остальные обесцвечены, надежды сотен людей вот-вот будут разбиты на кусочки — поэзия спорта в одном снимке. Вполне могу представить, как на стене висит и фотография блок-шота Леброна Джеймса на Андре Игудале в финале-2018 или прыжок Денниса Родмана за мячом в горизонтальном положении.
ДАНК, НО НЕ «ПОСТЕР»
Настоящий, каноничный «постер» — это бросок сверху через защитника, который пытается этому данку помешать. Его-то и «постеризируют». Но были и такие броски сверху, которые достойны места на стене и без бедолаги-защитника.
Королем таких постеров был «Шоколадный гром» Дэррил Доукинс. Он ломал щиты и отрывал кольца, за что получил предупреждение от комиссионера, что его будут штрафовать на 5 тысяч долларов за каждый новый сломанный щит.
«Доукинс — отец силовых данков. Я всего лишь один из его сыновей. Возможно, лучший сын». Догадываетесь, чья цитатка? Да, это Шак. У него не так много постеров через людей, поскольку, видимо, когда он шел на кольцо, то уже не оставалось никого, кто мог бы или хотел ему помешать. Зато у О’Нила был узнаваемый силуэт данка с широко разведенными ногами, достойный постера.
Хотя когда соперник все же пытался противостоять Шаку, то данки получились очень сочные. Из моего любимого — кувалда через Алонзо Морнинга, томагавк через Дэвида Робинсона и, конечно же, унижение Криса Дадли.
Этот данк технически можно считать постеризацией, но у Дадли так плохо получилось воспрепятствовать противнику, что удачного кадра из момента не вышло. Эпизод должен быть в Зале славы самых неуважительных данков, но постеризация? Как по мне – нет.
В 2010 году Дадли пошел на выборы губернатора Орегона и проиграл оппоненту 1%. Наверняка постер от Шакила сыграл в этом ключевую роль.
ПОСТЕР, НО НЕ СОВСЕМ ДАНК
Здесь мы уже говорим про постеризации с фотогеничным сопротивлением от защитника. Почему «не совсем данк»? Потому что это пограничная категория, когда данкующий не касается ладонью кольца, бросая мяч в кольцо по-гандбольному.
В этой категории королем для меня является Блэйк Гриффин с постерами через Тимофея Мозгова и Кендрика Перкинса.
Бросок через Мозгова для меня всегда будет эталонной постеризацией, потому что
- я смотрел тот матч в прямом эфире
- Гриффин тогда набрал рекордные для себя 44 очка
- в моменте принял участие россиянин
- фамилия Мозгова вошла в фольклор НБА как синоним постеризации
Видное место в этой категории также занимает Кевин Дюрэнт периода «Оклахомы», поскольку ему добавляет очков тот факт, что момент пришелся на финал Западной конференции против «Далласа».
НАСТОЯЩИЕ ПОСТЕРЫ
История истинных постеров – это история лучших данков в истории НБА. Классный постер состоит из нескольких элементов.
1) Именитость исполнителей
К примеру, Джулиус Ирвинг через Боба Гросса в финале-1977 – это красиво.
«Когда смотришь на это, то думаешь: «Нафига? Зачем даже пытаться?» Но нужно отдать должное его смелости. Ну, или недостатку интеллекта», — смеялся Стив Керр.
Но вот Доктор Джей через Билла Уолтона… Это уже исторический постер.
Или Доминик через рандомную жертву – это обычный вторник, а вот Уилкинс через Лэрри Берда… Ну, вы поняли.
2) Реакция самого данкующего
Из-за этого критерия сильно страдают любые современные постеризации, поскольку сегодня нельзя праздновать успешное действие. Максимум, на что можно рассчитывать – это доминирующий взгляд на поверженного противника.
3) Комментарий
Сюда входят «WHAT ARE YOU DOING DRAGIC?!», «WE JUST SAW MAN FLY» и другие фразы, которые делают момент более запоминающимся.
Все игроки «Сакраменто» до недавнего времени теряли позиции в рамках этого критерия после постеров из-за надоедливого «If you don’t like that, you don’t like NBA basketball».
4) Степень контакта
Здесь несомненным королем для меня остается Доминик Уилкинс.
«Я всегда искал контакт в воздухе. Но, несмотря на контакт, я в первую очередь хотел завершить момент набранными очками», – говорил Уилкинс.
Уилкинс «не забивал сверху» или «исполнял данки». Нет, он именно вколачивал с мясом, с какой-то особенной жестокостью. Гвоздь через Роберта Пэриша – это прямо квинтэссенция хардкорного характера данков Уилкинса.
Контакт важен даже тогда, когда защищающийся заметно уступает в габаритах, но своим присутствием добавляет данку красочности.
- Деандре Джордан через Брэндона Найта
- Леброн через Джейсона Терри
- Дуайт Ховард через Дрю Холидея
Недооценен в этой категории: Амаре Стадемайр (через Ричарда Джефферсона, через Энтони Толливера).
Мне не очень нравится, когда действия данкующего в воздухе граничат с фолом в нападении в результате очень плотного контакта, как это было в случае с данками Гриффина через Газоля. Но тут уж решение остается на усмотрение судьи.
Если эпизод с постеризацией завершается фолом со стороны защитника, то это тоже идет на пользу эпизоду, поскольку появляется возможность перевести дух и снова оценить данк в повторе на экране под сводами арены (ДА, ЛИГА ВТБ, НА ЭКРАНАХ НАДО ПОКАЗЫВАТЬ ПОВТОРЫ).
5) Реакция других игроков
В упомянутых чуть-чуть выше данках Гриффина, лучшее – это лицо Эндрю Байнэма.
В мой личный топ также входит реакция от Мозгова после данка Лэрри Нэнса и лицо Стефона Марбури после данка Амаре Стадемайра.
6) Унизительность
Тут нужно понимать, что попасть на постер в качестве защитника (того, через кого забивают), считается обидным и позорным. Поэтому важным фактором в общем впечатлении от данка играет и то, насколько унизительным он оказался для блокирующего.
Говорят, Боб Ланир не разговаривал с Уилкинсом на протяжении шести лет после памятного дабл-клатч данка.
Грант Хилл, к примеру, был слишком вежливым и интеллигентным, чтобы его постеры воспринимались как доминирование и унижение. Хотя его данк через Алонзо Морнинга – это постер высочайшей пробы.
Особенно памятными в плане унизительности оказываются данки, после которых защитник падает на спину, а нападающий остается на ногах и имеет возможность посмотреть сверху на поверженного соперника.
Тут важно, чтобы это произошло естественно – я, например, чувствую немного фальшивой театральности в том, как Дуэйн Уэйд перешагнул через Андерсона Варежао. Данкующий теряет очки также, когда падает сам (как Никола Вучевич после данка через Газоля).
И вот здесь пора уже посмаковать лучший (на мой взгляд) постер в истории – Скотти Пиппен через Патрика Юинга.
В этом данке идеально все. Он превосходно выглядит на фото. Играют две культовые команды 90-х, в эпизоде задействованы два будущих члена Зала славы. Матч проходил в Чикаго, поэтому фанаты сошли с ума от увиденного. Пиппен остался на ногах и суперунизительно прошагал над упавшим Юингом. Юинг отпихнул Пиппена, между игроками чуть не завязалась драка. Пиппен говорит Спайку Ли, чтобы тот сел на свое место.
Комментарии закрыты.