МОСКВА, 7 янв — РИА Новости, Елена Громова. Помните, как у Пушкина в «Евгении Онегине» Татьяна «приказала в бане на два прибора стол накрыть»? Так классик описал приготовления к святочному гаданию о суженном. О том же упоминает и Жуковский в балладе «Светлана». Как на Святках пытались узнать будущее, почему это опасно и как с чертом совладать — в материале РИА Новости.
Не для слабонервных
«…Больныя, истерическія, ипохондрики не должны браться за это дѣло, потому что испугъ отъ видѣннаго можетъ потрясти организацію», — писал в 1880 году о гаданиях на зеркалах этнограф Михаил Забылин в книге «Русский народ: его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия».
Ритуал был и правда страшноватый. Пойдет по плохому сценарию — закончится смертью или помешательством, верили на Руси. Но все равно гадали.
"Невеста уходила к жениху из родного дома навсегда, разводов не было, поэтому так важно было узнать, какая жизнь предстоит в замужестве", — объясняет Елена Анисимова, методист экскурсионно-методического отдела Государственного исторического музея.
Девушка запиралась в бане, произносила заклинание и при свечах вглядывалась в отражение. Считалось, что нечистый принимал образ будущего супруга и показывался. Главное было вовремя крикнуть: «Чур меня!» То есть зачуроваться, «сделать себя заветной», говорится в «Энциклопедии обрядов и обычаев», изданной в Петербурге в 1996-м. Зазевается девица — черт может выбраться из зеркала и натворить бед.
Картина «Кого назовет петух» художника Юрия Сергеева
В темном сарае хватали поленья. Гладкое — муж будет хороший, суковатое — дурной, с трещинами — сердитый.
Из открытой двери в бане выставляли обнаженное бедро и произносили заклинание. Почувствуют мохнатую руку на теле — муж богатый, голую — бедный, шершавую — характерный.
Комментарии закрыты.