Минтруд разработал проект нового закона о рынке труда Экономика Опубликовано в Ноя 3, 2022 Минтруд разработал новую редакцию закона «О занятости населения». Новые правила расчета пособий по безработице, план борьбы с «тенью» и другие новшества одного из главных документов, регулирующих рынок труда, — в материале РБК Минтруд разработал и направил на согласование экспертам рабочую версию законопроекта «О занятости населения». Об этом РБК рассказали несколько собеседников, знакомых с текстом документа. Предполагается, что он вступит в силу с 1 января 2024 года и будет отвечать современным условиям рынка труда. Концепцию законопроекта ведомство представляло еще в феврале. Новые нормы еще обсуждаются с представителями экспертных сообществ в рабочем порядке, сообщили РБК в Минтруде. Хотя проект находится в высокой степени готовности, говорить о конкретных параметрах преждевременно. На общественное обсуждение документ будет вынесен до конца 2022 года, рассчитывают в ведомстве. Борьба с безработицей и теневой занятостью Законопроект соответствует заложенным в концепции направлениям, однако во многом дублирует действующие положения законодательства, говорят собеседники РБК. К основным новшествам документа они отнесли следующие. Изменения в правилах предоставления и расчета пособий по безработице Главным документом при оказании помощи гражданам в трудоустройстве станет индивидуальный план содействия занятости, который формирует служба занятости по итогам профилирования (оно, в свою очередь, учитывает его сферу деятельности, пол, возраст, жизненные обстоятельства). Его формирование будет основанием для начисления пособия по безработице, а неисполнение гражданином мероприятий плана— поводом для прекращения выплат. Согласно действующему порядку регистрации безработных, этот документ не является обязательной частью процедуры и назначение пособия от него не зависит. Кроме того, законопроект дает право индивидуальным предпринимателям (ИП) и самозанятым быть зарегистрированными в службах занятости и получать пособиепри условии, что ИП ликвидирован, а статус самозанятого прекращен. Минтруд введет особый расчет пособия для этих категорий граждан: если в течение года до начала безработицы они совмещали ИП или самозанятость с трудовыми отношениями, которые длились не менее 26 недель, пособие рассчитают по величине среднего заработка в найме. В случае, если россияне имели ИП и статус самозанятого более года, не состояли в трудовых отношениях и не имеют долгов по налогам, пособие установят в размере средней величины налоговых отчислений. А если гражданин удовлетворяет обоим критериям (состоял в трудовых отношениях и был ИП больше года), то он сможет выбирать порядок расчета самостоятельно— но размер пособия все равно не превысит установленный государством максимум. В остальных случаях ИП и самозанятые смогут получать лишь минимальный размер пособия. По действующим нормам ИП может претендовать только на минимальный размер пособия (исключением стала пандемия, когда размер выплат был увеличен), а права самозанятых в законодательстве в принципе не были прописаны. Стремление Минтруда заполнить существующий пробел можно оценить позитивно, однако целесообразность ликвидации ИП и самозанятости перед обращением на биржу труда вызывает вопросы, говорит профессор Финансового университета при правительстве Александр Сафонов. Налоговая и Пенсионный фонд имеют все сведения о движении средств у этих категорий граждан, и необходимость документально оформлять прекращение деятельности станет барьером, сокращающим число обращений в службы занятости, полагает он. Кроме того, размер пособия необходимо определять по совокупному доходу человека, полученному как в статусе ИП или самозанятого, так и в статусе наемного работника, потому что россияне часто совмещают их, уверен Сафонов. «Если человек работает в найме и при этом имеет самозанятость, но на размер пособия последнее не влияет, получается, что ему невыгодно официально регистрироваться работающим на себя»,— рассуждает эксперт. Создание реестра работодателей, которые трудоустраивают сотрудников нелегально Читать также: Турция резко сократила закупки российского сырьяОтдельная статья законопроекта посвящена борьбе с «неконвенциональной» (теневой) занятостью. Законопроект закрепляет право правительства утверждать план по борьбе с теневым наймом, а межведомственных комиссий регионов— координировать выполнение его мероприятий на местах. Предполагается, что власти будут вести общедоступный реестр работодателей, у которых выявили случаи неконвенциональной занятости. Создание такого реестра несет коррупционные риски и в целом скорее опасно для бизнеса, так как может стать предметом манипуляций, полагает Сафонов. Если следовать такой логике, то нужно также вести реестр компаний, которые не соблюдают нормы охраны труда и задерживают зарплаты, отметил он. Кроме того, ответственность работодателей за теневую занятость давно прописана в Трудовом кодексе, напоминает эксперт. Работа на платформы и международная кооперация Регулирование платформенной занятости и закрепление правового статуса самозанятых Если на сегодняшний день самозанятость— это только налоговый режим, то законопроект Минтруда закрепляет правовой статус самозанятых, дает им определение, отмечают собеседники РБК. Однако более масштабные нововведения планируются в контексте регулирования платформенной занятости (то есть взаимоотношений самозанятых и ИП с компаниями типа «Яндекса» или «Сбера»). По предложению Минтрудаоператор платформы получит право устанавливать максимальное количество часов, которое платформенный занятый может отработать в день, и осуществлять функции налогового агента по уплате налогов с доходов занятого. Кроме того, как ранее писали «Ведомости», он сможет давать преференции за выполнение заказов тем занятым, которые подключились к добровольным системам социальных гарантий или заключили договор с негосударственным пенсионным фондом. Предусматривает законопроект и формирование некоммерческой организации, которая объединит представителей государства и платформ,— Совет цифровых платформ занятости. Он будет рассматривать жалобы занятых, разрабатывать стандарты качества услуг и мониторить ценовую ситуацию на этом рынке. Право платформ предъявлять обязательные требования к деятельности платформенного занятого, определять лимиты времени, в которое он может трудиться, говорит о том, что фактически они смогут устанавливать трудовой распорядок, и делает эти взаимоотношения крайне похожими на трудовые, говорит Сафонов. Такими их признают законы многих зарубежных стран, напримерСША и Казахстана. Получается, что Россия задает стандарты ниже, констатирует эксперт. Развитие международного сотрудничества в сфере труда Несмотря на санкционное давление и отток части трудовых ресурсов из России, законопроект включает в себя статью о международном сотрудничестве в сфере занятости, отмечают собеседники РБК. В частности, в нем говорится, что такое сотрудничество будет осуществляться на основе расширения возможностей граждан России для доступа на рынки труда иностранных государств. Мнения о законопроекте Первый закон о занятости в современной России, принятый в 1990-е, был объемом 16 страниц, сказал РБК вице-президент РСПП, член профильной рабочей группы Госдумы Федор Прокопов. «Сегодняшняя версия— почти 180 страниц. Я считаю, это многовато. Мне кажется, что серьезных изменений (относительно действующей редакции) там нет, поэтому законопроект избыточно распух»,— отметил эксперт. Он добавил, что в проект погружены многие постановления правительства, приказы Минтруда и нормативные акты, которые уже есть в правовом поле. «Когда приступали к работе, была задача подготовить закон о «занятости 2.0». Я пока этого не вижу»,— категоричен Прокопов. В законопроекте достаточно много хороших и интересных инициатив, возражает Сафонов. Однако он требует доработки с учетом мнений профессионального сообщества, отмечает эксперт. Авторы Теги Подпишись на RuTube РБК Прямые эфиры, видео и записи передач на нашем RuTube канале
Комментарии закрыты.