Содержание:
МОСКВА, 31 окт — РИА Новости, Павел Сурков. Он был, бесспорно, одним из самых любимых советских актеров. Стоило ему приехать на гастроли в любой город СССР, как вокруг собиралась толпа поклонников. Каждый был благодарен артисту за сыгранные роли и доставленную радость. Сегодня — 100 лет со дня рождения Анатолия Папанова. О фронтовом ранении, дуэте с Мироновым и Волке из «Ну, погоди!» — в материале РИА Новости.
Начало карьеры и ранение на фронте
Он выбрал профессию еще в юности. Ходил в театральную студию и даже снимался, пусть в эпизодах, но зато в весьма заметных фильмах: «Суворов», «Ленин в Октябре». В исторических картинах требовалась массовка — и туда охотно брали молодых артистов.
Как только началась Великая Отечественная война, Папанов отправился на фронт. Дослужился до командира зенитной артиллерии — род войск первой необходимости. Сражался героически — под Харьковом попал в окружение, но продолжал бой. Был тяжело ранен: взрывом повредило стопу, лишился двух пальцев на ноге.
Обещание и любовь
Казалось, об актерской карьере надо забыть. Но Папанов сумел преодолеть и это: вскоре трость была отброшена и с хромотой тоже справился. Это, кстати, стало первым обещанием, которое он дал своим мастерам в ГИТИСе, куда отправился поступать, — и слово свое сдержал. Уже скоро никто и подумать не мог, что когда-то этого молодого человека считали инвалидом войны. И на талантливого выпускника посыпались предложения от ведущих театров страны.
Анатолий Папанов с дочерью Еленой, студенткой Государственного института театрального искусства
В жизни Анатолия Дмитриевича в годы учебы случилось еще одно важнейшее событие — он встретил в ГИТИСе Надежду Каратаеву. Влюбился без памяти. Через десять дней после Победы они поженились — и не расставались никогда. Поэтому после института он выбрал Клайпеду, где весь молодой курс должен был создавать новый драматический театр.
Успех в театре и кино
Там его увидел Андрей Гончаров и пригласил в Театр сатиры, куда Папанов перешел вместе с супругой и где играл до конца жизни. На спектаклях с его участием всегда аншлаг, неважно, была это классика (например, «Ревизор») или современная пьеса (скажем, «Гнездо глухаря»).
Возвращается он и в кино. Первую большую роль (даже несколько ролей) исполнил в комедии Эльдара Рязанова «Человек ниоткуда». Но настоящий успех пришел благодаря образу генерала Серпилина в экранизации романа «Живые и мертвые» Константина Симонова. Фронтовик Папанов перенес на экран собственные воспоминания и чувства: так появился военачальник, заботящийся и о каждом солдате, и о достижении победы.
Симонов был в восторге от Анатолия Дмитриевича: говорил, что Серпилин у него получился именно таким, каким его видел автор.
«Ну, погоди!»
Открылся и еще один талант актера — озвучивание анимационных лент. Его яркий и узнаваемый тембр очень нравился многим режиссерам «Союзмультфильма». Десятки персонажей говорили голосом Папанова, но самым любимым, конечно же, был и остался Волк из «Ну, погоди!».
Кадр из мультфильма «Ну, погоди!»
И даже после ухода артиста из жизни режиссер Владислав Котеночкин взял архивные записи и выпустил два новых эпизода мультфильма. Правда, успеха предыдущих 16 серий они уже не снискали.
Сам Папанов периодически сетовал: «Этот Волк просто перегрыз всю мою артистическую биографию!» Рассказывал, как дети после спектаклей не давали ему прохода и просили крикнуть знаменитое: «Ну, заяц, погоди!» Просьбу он порой выполнял, делая при этом зверское выражение лица. Дети были в восторге.
Папанов и Миронов
Порой его театральные работы переходили и на киноэкран. Так было с Городничим из «Ревизора» и с Кисой Воробьяниновым, которого он сперва сыграл на сцене в паре со Спартаком Мишулиным — Остапом Бендером. В телефильме Марка Захарова его партнером был Андрей Миронов.
Этот дуэт, впрочем, сложился давно — и на сцене театра, и в кино. Они снимались вместе и у Эльдара Рязанова в «Берегись автомобиля!», и у Гайдая в «Бриллиантовой руке». Относились друг к другу с большим уважением.
Выйти за рамки
Папанов старался выйти за рамки сатирического и комического амплуа — и это ему удавалось. В последние годы жизни он с удовольствием принимал приглашения на роли, где можно было показать драматический талант. Как во «Времени желаний» или в «Холодном лете 53-го» — последнем его фильме.
Пробовал себя и в режиссуре. Верующий человек, он решил вставить в финал «Последних» молитву. Но понимал, что худсовет, скорее всего, это не пропустит. В итоге нашел выход: отыскал запись молитвы в исполнении Федора Шаляпина и запустил именно ее.
Преподавал в ГИТИСе, заботился о студентах. В тот роковой день 1987 года он стремительно сорвался в Москву, только-только завершив съемки, лишь ради того, чтобы выбивать общежитие для нового курса. И сердце не выдержало…
Комментарии закрыты.