Содержание:
МОСКВА, 29 окт — РИА Новости, Анна Нехаева. Древние артефакты, зооморфные образы железного века и скифские драгоценности показывают в Историческом музее. Иммерсивная выставка «Сны Сибири» посвящена 130-летию Транссибирской магистрали и культурам народов, живших по пути ее следования. О том, каких мифических персонажей там можно увидеть, откуда в экспозиции светящийся тигр, существовало ли на Урале свое лох-несское чудовище и кем была Кондонская Нефертити, — в материале РИА Новости.
Великий Сибирский путь
Масштабный барельеф с изображением женщины в аутентичных украшениях прямо над входом напоминает скульптуру Ники или древний тотем. Все залы погружены в загадочную полутень, оформлены в серо-синих оттенках, а звуковым сопровождением становятся медитативные мелодии.
"Транссиб пересекает страну с запада на восток. Экспонаты выбраны по пути следования поезда — через Пермь, Урал, дальше до Амура и Дальнего Востока, — рассказывает главный хранитель отдела археологии ГИМа Кирилл Фирсов. — Временные рамки — четыре тысячи лет: от каменного века, эпохи неолита до раннего Средневековья, VI-VIII веков нашей эры".
Посетители на выставке «Сны Сибири» в выставочном комплексе Государственного исторического музея в Москве
Сибирь на выставке открывается посетителям последовательно, как из окна поезда: неолитические охотники, изображенные на керамических сосудах, наскальные рисунки рыболовов, каменные изваяния, словно улыбающиеся при восходе солнца, или стремительные всадники, загадочные человеколоси и человекоптицы.
"Первые исследователи этого региона, которые собирали локальные сказания, называли местных "чудские люди". Поскольку эта культура не была известна миру, их изображали с крыльями или с выраженными элементами частей тел животных. Говорили, что они превращаются в лосей или катаются на ящерах", — отмечает художник выставки Петр Бирюков.
Посетительница на выставке «Сны Сибири» в выставочном комплексе Государственного исторического музея в Москве
По словам главного хранителя, сейчас мы можем только догадываться, какое предназначение было у древних предметов. Особенно если учесть, что нашли их в погребениях, на костищах и ритуальных площадках, где совершались особые обряды.
Пермский звериный стиль — это многофигурные композиции с изображением животных и человека. В разделе «Лес» — удивительные артефакты: например, пронизи (продырявленные монеты или пластины) с рисунками.
Можно найти персонажей с птичьими чертами и крыльями, которые стоят на паукообразных существах или лосиных головах, пластины в виде человекоптицы из бронзы, антропоморфное изображение в окружении ящеров.
Рядом с витринами нескольких экспонатов — их копии с описанием на шрифте Брайля для посетителей с ограничением по зрению.
Предпоказ выставки «Сны Сибири» в Государственном историческом музее
"Вряд ли такие гигантские ящеры, на которых можно было ездить верхом, существовали в реальности. Это из области сказок, мифов. Хотя кто знает — на Урале, в пермских лесах все может быть. Вдруг это местное лох-несское создание", — говорит Кирилл Фирсов.
Сибирская Нефертити и таинственный меч
Предпоказ выставки «Сны Сибири» в Государственном историческом музее
Один из самых известных артефактов — Кондонская Нефертити, найденная при раскопках древнего поселения в районе Комсомольска-на-Амуре. Она абсолютно неповторима.
"Мы помним классическое изображение египетской царицы. Здесь та же удлиненная форма черепа — возможно, это был головной убор", — рассуждает Фирсов.
У нее выдающиеся скулы, миниатюрный подбородок, тонкий нос, утрированно узкие и удлиненные глаза. А слегка наклоненной головой и тонкой шеей она тоже удивительно напоминает Нефертити.
Уникальный идол-меч с антропоморфной личиной в центре гарды и зооморфным декором обнаружили случайно — в реке.
Посетители на выставке «Сны Сибири» в выставочном комплексе Государственного исторического музея в Москве
"Это не оружие, которым можно было пользоваться. Он тяжелый, за него нельзя ухватиться, и на три части он разделен намеренно", — поясняет главный хранитель музея.
Артефакт изготовили в V-III веках до нашей эры, а вот для чего — специалисты пока не знают. Но скифское влияние здесь очевидно.
Скифские степи
Посетитель у экспоната «Стелы и плиты с антропоморфными, зооморфными и зоо-антропоморфными изображениями Минусинской котловины» (копии) на выставке «Сны Сибири»
Посетители совершают путешествие через «Лес», «Горы, степи и долины» — так называются главные залы. В последнем — атмосфера таинственной, суровой и богатой земли.
Петр Бирюков создал колоритный и загадочный собирательный женский образ, аллегорию Сибири. Гигантская скульптура девушки с монголоидными чертами лица стоит в одном из залов, облаченная в национальный костюм, рядом — охраняющий ее медведь.
В соседнем пространстве — тигр темно-синего цвета, который благодаря мультимедийным технологиям становится оранжево-черным, а стена за ним покрывается наскальной живописью с изображением всадников-охотников.
Этот антураж гармонирует с содержанием. В скифском искусстве акцент делался на звериных узорах и сильных быстрых животных.
"Мы старались показать культуру, на которую не было сильного воздействия извне, — говорит художник выставки. — Попытались продемонстрировать и предметы, которые невозможно привезти из-за их размера или хрупкости".
Например, группа тысячелетних стел окуневой культуры — копия оригинала в натуральную величину. Ее сделали на основе специально построенной трехмерной модели.
Посетитель у экспонатов на выставке «Сны Сибири» в выставочном комплексе Государственного исторического музея в Москве
В отдельных витринах выставлены конская узда в виде фигуры грифона, гривна — нашейное украшение, а также погребальные маски.
"Что интересно: одна маска человека с монголоидными чертами лица, другая — с европеоидными, — рассказывает Фирсов. — В Сибири было полное смешение рас".
Современное прочтение
Посетительница фотографирует работу скульптора Даши Намкадова «Царская охота» на выставке «Сны Сибири» в выставочном комплексе Государственного исторического музея в Москве
Такая же эклектика — в зале с работами современных мастеров из разных городов Сибири.
Татьяна Ерошенко, создавая произведение «Космос кочевника», отталкивалась от изображений эпохи бронзы — популярных тогда солярных знаков. Они символизировали движение звезд и планет, служили в древности талисманами и оберегами.
Комментарии закрыты.