Содержание:
МОСКВА, 4 ноя — РИА Новости, Татьяна Рыжкова. Если бы 100 лет назад Говард Картер не открыл гробницу Тутанхамона, не было бы Мавзолея в Москве, библиотеки в Лос-Анджелесе, знаменитых карт Таро, эпичных киногероев, модных коллекций и многих рок-хитов. Как миф о золотом и могучем Древнем Египте изменил культуру, какими на самом деле были мальчик-фараон и его царство — в материале РИА Новости.
Русский след в Гизе
Группа исследователей во главе с англичанином Картером 4 ноября 1922 года обнаружила в Долине Царей захоронение с тысячами бесценных артефактов. С этих находок в Старом Свете начался очередной виток египтомании — далеко не первый.
«Познакомил с этой страной их, конечно, поход Наполеона в 1798-1801 годах, — говорит Виктор Солкин, историк, один из ведущих российских египтологов, хранитель восточных коллекций Библиотеки имени М. А. Волошина в Москве. — Ученые и художники, отправившиеся с войсками Бонапарта, опубликовали многотомное «Описание Египта», которое вызвало восторг у европейцев».
Однако, по словам специалиста, французский полководец не был первооткрывателем цивилизации долины Нила.
"Сохранились упоминания, что паломник Агрефений из Смоленска побывал там в 1370-м, — объясняет Солкин. — Первое русское описание пирамид Гизы датируется XV веком. Просвещенная Московия зачитывалась произведениями целого жанра хождений, в котором особое место занимал Египет с его чудесами".
Группа туристов верхом на лошадях и верблюдах во время экскурсии к древнеегипетским пирамидам в Эль-Гизе, пригороде Каира
Американцев интерес к далекой стране охватил намного позже, в 1920-х, — после находки сокровищ гробницы Тутанхамона, добавляет историк. США стали в огромных объемах скупать древности для музеев, финансировать крупные археологические проекты. И снимать кино.
«Байки из пирамиды» и пеплумы: кино
С открытием Говарда Картера связаны мрачные легенды о «проклятии фараонов» — почти все участники экспедиции погибли при странных обстоятельствах. Особенно любопытной СМИ сочли историю лорда Карнарвона: ходили слухи, что он умер от укуса малярийного комара, а в захоронении якобы была табличка, которая обещала незваным гостям «смерть на крыльях».
Мистические совпадения, богатая загробная мифология древних египтян, их вера в воскрешение впечатлили жителей Старого и Нового Света. К «байкам из склепа» в жанре ужасов добавились страшные сюжеты «из пирамиды», а ожившая мумия встала в один ряд с зомби, вампирами, оборотнями и прочей нечистью.
"В 1932-м вышла лента Карла Фройнда о том, как группа ученых случайно возвращает к жизни египтянина Имхотепа, — рассказывает Виктор Буланкин, организатор хоррор-фестиваля "Капля". — Так началась эта тема в кинематографе. Другие знаковые картины — "Эбботт и Костелло встречают мумию", "Мумия ацтеков", "Мумия", "Странник во времени".
Образ мертвеца из долины Нила быстро эволюционировал из безмозглого зомби в цельного сложного персонажа. В цикле фильмов-ремейков «Мумии» восставший из мертвых Имхотеп — романтический герой, могучий воин и жрец, пострадавший и погибший из-за любви к Анксунамун, наложнице фараона. Ее имя — отсылка к жене Тутанхамона Анхесенамон.
Несмотря на локальную атмосферу, сюжет трилогии вымышлен: во-первых, он во многом копирует «Дракулу» Брэма Стокера, а во-вторых, в реальности знатная девушка ни с кем мужу не изменяла.
Египетские образы в кино часто смешиваются с символикой других древних культур. В картине «Бельфегор — призрак Лувра» 3000-летнюю мумию зовут так же, как божество моавитов из Ветхого Завета.
В первых кадрах фильма «Люди Икс: Апокалипсис» антагонист-мутант предстает в роли правителя, который готовится к ритуалу бессмертия в пирамиде. Его внешний вид вполне соответствует облику фараона, а вот имя и четыре всадника-слуги отсылают к Откровению Иоанна Богослова.
У создателей пеплумов — кинолент на тему античности — особую любовь снискала Клеопатра. В европейской культуре она выступала то как мудрая и скромная женщина, то (благодаря Шекспиру) как коварная соблазнительница. Историю египетской царицы экранизировали несколько раз. Драма 1963 года была провальной, культовой и самой популярной. Там сыграла Элизабет Тейлор, чьи прически, стиль и макияж задали тренды на многие годы вперед.
Актриса Элизабет Тейлор во время съемок фильма «Клеопатра»
"Картина вдохновила дизайнеров: многие позже стали использовать в своих коллекциях ее образы", — говорит Ольга Никитина, основательница Atelier Architecture.
Нужно больше золота: мода
"Древний Египет по праву можно считать основоположником моды, — замечает стилист Татьяна Петренко. — Основным материалом для изготовления одежды там был, конечно, лен. Настолько хорошего качества, что его можно сравнить с восточным шелком".
По словам Петренко и Никитиной, египтяне первыми освоили плиссировку, начали окрашивать ткань в разные цвета, наносить узоры. В общем, изобрели неотъемлемые элементы современного летнего гардероба.
"После 1922-го стали популярны смелые дизайны и принты, изобилие золота и драгоценных камней, геометрических линий, орнаментов, вышивки, ярких и массивных украшений", — перечисляет стилист.
Приталенные силуэты и макси — тоже отсылка к Стране фараонов. В высокой моде характерные элементы можно встретить у Christian Dior, Chanel, Schiaparelli.
Одна из самых нашумевших коллекций — «Возвращение Клеопатры» (The Return of Cleopatra) Джона Гальяно, рассказывает Ольга Никитина. Золотые аксессуары в волосах, парики с прямой челкой и голубые тени со стрелками модельер соединил со школьной формой, прозрачными платьями и обтягивающими комбинезонами с имитацией татуировок.
А новый показ Dior для мужчин, запланированный на 3 декабря, и вовсе пройдет на фоне пирамид.
Древнеегипетские мотивы есть и в интерьерном дизайне.
«Лотосы, папирусы вышивают на вечерних платьях, но не только, — поясняет историк моды Григорий Катаев. — Иероглифы, атрибуты богов начали изображать на настольных часах, вазах, посуде. И на салонном текстиле — декоративных подушках, например».
Неоегипетская архитектура
Общеизвестная российская постройка в египтизирующем стиле — Мавзолей Ленина в Москве. Архитектор Щусев начал строить его в 1924-м и, к слову, сперва пытался от образа пирамиды уйти — чтобы вождя народов не сравнивали с монархом, пусть и древним.
А образцы этого направления в Санкт-Петербурге — сфинксы, грифоны, атланты- фараоны — уже давно стали достопримечательностями.
В архитектуре Европы и США египетский стиль появляется в XIX-XX веках. В нем выполнена стеклянная пирамида Лувра в Париже и Центральная библиотека в Лос-Анджелесе.
Тутанхамон в рок-музыке
Походы Наполеона оказали влияние на классическую музыку и театр: отсюда опера «Аида» Джузеппе Верди, дягилевский балет «Египетские ночи», скандальная пантомима «Египетский сон» на сцене «Мулен Руж» в Париже.
А вот гробница Тутанхамона вдохновляла рок-исполнителей: Iron Maiden пишет текст «Powerslave» о смерти фараона и утрате власти, The Alan Parsons Project создают альбом «Pyramid», а группа Nile исполняет песни по мотивам древнеегипетских мифов.
Русский рок отвечает лиричными и философскими композициями. Солист группы «Пикник» Эдмунд Шклярский записал песню «Египтянин» и одноименный альбом, где попытался представить мышление древнего жителя долины Нила, хотя сам никогда в тех местах не был.
«Тутанхамон» — известнейший хит групп «Наутилус Помпилиус» и «Ю-Питер». В песне фараон, чью мумию нашел Картер, предстает мудрейшим правителем.
Анубис на карте Луны: эзотерика
Английского поэта и оккультиста Алистера Кроули многие считают сатанистом, но это не совсем так. Еще в детстве он разочаровался в христианстве, истину искал в древних культах и учениях. И вдохновлялся Египтом.
Алистер Кроули
Вместе с художницей Фридой Харрис он создал «Таро Тота». На каждой карте там — египетские символы. Например, на аркане «Луна» — изображение Анубиса, бога мертвых, а на «Регулировании» — богиня Маат и змей Урей.
Карты «Таро Тота» в Музее колдовства и магии в Боскасле, Корнуолл
Не все то золото
Древний Египет для всего мира — загадочная сказка о непобедимых царях, которые купались в золоте и роскоши. Находки в гробнице Тутанхамона, казалось бы, это подтверждают.
"Внутренний гроб царя выполнен из чистого золота и весит 110 килограммов, — говорит Солкин. — Вдумайтесь: более пяти тысяч предметов, подробно рассказывающих о пышности государства в XIV веке до нашей эры".
Экспонат выставки «Сокровища гробницы Тутанхамона»
Однако стоит посмотреть на артефакты из гробницы повнимательнее — и становится ясно, что древние жители той местности были людьми очень практичными.
По словам Станислава Байсалова, аспиранта РЭУ имени Плеханова и экскурсовода выставки «Сокровища гробницы Тутанхамона», гораздо выше золота они ставили крепкое железо. Оно было в дефиците, потому что его не умели получать из руды — только из метеоритов.
Железный и золотой ножи. Экспонаты-копии на выставке «Сокровища гробницы Тутанхамона»
Оружие из бронзы и меди было причудливой формы, но не ради красоты — прямой и плоский клинок из мягкого металла сломался бы быстрее, чем изогнутый.
Изогнутое оружие царя и бумеранги для охоты. Экспонаты выставки «Сокровища гробницы Тутанхамона»
Черную подводку наносили ради защиты глаз от песка, пыли и ветра. Эфирными маслами и смолами умащали и тело правителя, и его подушки. Но не из любви к парфюмерии — так отпугивали насекомых, змей и скорпионов.
Литые накладки на руки — тоже не украшение, а защита: к телу царя нельзя было прикасаться никому, кроме его супруги, однако на торжественных приемах подданным полагалось целовать ему пальцы.
«Умер и был похоронен»
Тутанхамон не был грозным сильным красавцем с мудростью старца. Он взошел на престол в девять или десять лет, а умер около 19. Страдал множеством заболеваний, сильно хромал и пользовался при ходьбе тростью — их у него было около 130.
Примерный портрет царя. Экспонат выставки «Сокровища гробницы Тутанхамона»
Ногу юный монарх повредил, упав с колесницы, рассказывает Байсалов. Корона мальчика была очень легкой и простой — в виде обруча с камнями.
Фараон был несчастен не только в жизни, но и в смерти: он был погребен второпях в чужих пирамиде и маске. Неправильно просмоленные бинты вспыхнули, а в саму мумию забыли положить сердце.
Говард Картер как-то сказал: «Единственным примечательным событием его жизни было то, что он умер и был похоронен». С одной стороны, это так: на счету Тутанхамона нет ни дерзких реформ, ни великих побед. С другой — даже спустя три тысячи лет он все еще влияет на мировую культуру.
Комментарии закрыты.