Все самое важное и интересное за последние сутки в сферах политики, экономики, общества и технологий. Также достижения спорта и культуры

Это не скифское золото. Как будут возвращать российские шедевры из Европы

Содержание:

Это не скифское золото. Как будут возвращать российские шедевры из Европы

МОСКВА, 10 мар — РИА Новости, Анна Нехаева. За рубежом на выставках находятся сотни бесценных художественных произведений из Музеев Кремля, ГМИИ, Исторического музея, Третьяковки. После объявления санкций и взаимного запрета на перелеты возник вопрос: как все это вернуть на родину? О том, почему не стоит искать аналогий со случаем «Скифского золота», какие гарантии сохранности есть у экспонатов и как им добираться домой, — в материале РИА Новости.

Культура отмены или отмена культуры?

Музей «Эрмитаж в Амстердаме» сообщил о прекращении сотрудничества с Государственным Эрмитажем. Обе стороны, в России и Нидерландах, решили досрочно завершить выставку «Русский авангард. Революция в искусстве» (планировалось, что она продлится до 8 января 2023-го). Запустили процесс оформления возврата экспонатов.

Это не скифское золото. Как будут возвращать российские шедевры из Европы

Здание Эрмитажа в Нидерландах

"Хотя звучали высказывания о том, что российские вещи надо конфисковать и не возвращать, это не имеет отношения к реальному положению дел", — объяснил РИА Новости спецпредставитель президента по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой.

Он отметил, что сейчас в правительстве обсуждают, как наиболее безопасно и в кратчайшие сроки вывезти произведения искусства на родину.

"Все эти экспонаты защищены договорами и законодательством стран, где их выставляют, — уточнил Швыдкой. — Как мне представляется, вопрос в коридорах и маршрутах возвращения".

Это не скифское золото. Как будут возвращать российские шедевры из Европы

Специальный представитель президента России по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой

Не «Скифское золото»

Гаагская конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 1954 года предусматривает меры по охране движимых и недвижимых культурных объектов как на территории противника, так и на собственной территории.

Это не скифское золото. Как будут возвращать российские шедевры из Европы

Эмблема, принятая Гаагской конвенцией 1954 года. На археологических раскопках в Гобустане, Азербайджан

Кроме того, при отправке экспонатов в другое государство с принимающим музеем заключают договор, в котором всегда есть пункт о форс-мажорных обстоятельствах.

"Но надо отметить, что в данной ситуации ни в одной из тех стран, о которых идет речь, эти обстоятельства не действуют, — добавил Швыдкой. — Нет ни разрыва дипломатических отношений, ни войны. Поэтому форс-мажоры не действуют, а зарубежные институции обязаны все вернуть".

Это не скифское золото. Как будут возвращать российские шедевры из Европы

Археологический музей Алларда Пирсона

Не стоит опасаться повторения ситуации со «Скифским золотом». Коллекцию из четырех крымских музеев вывезли на выставку в музей Алларда Пирсона в Амстердаме в начале февраля 2014-го, до того, как полуостров воссоединился с Россией. В августе 2014-го музей в Нидерландах решил не передавать около двух тысяч артефактов ни Украине, ни Крыму до решения компетентного судьи или соглашения между сторонами.

Это не скифское золото. Как будут возвращать российские шедевры из Европы

Заседание Апелляционного суда Амстердама по вопросу о коллекции «Скифское золото»

А в октябре 2021-го Апелляционный суд Амстердама постановил, что коллекцию надо передать Украине. В январе Верховный суд Нидерландов получил от музеев Крыма кассационную жалобу.

"То был исключительный случай, — подчеркивает Швыдкой. — Никакой аналогии не может быть. Здесь совершенно иная правовая ситуация".

Это не скифское золото. Как будут возвращать российские шедевры из Европы

Это не скифское золото. Как будут возвращать российские шедевры из Европы

Это не скифское золото. Как будут возвращать российские шедевры из Европы

Москва — Лондон — Париж

Самый крупный проект, в котором сейчас участвуют экспонаты из России, — выставка «Коллекция Морозова. Иконы современного искусства» в Fondation Louis Vuitton в Париже. Там более 200 шедевров. Морозовская коллекция впервые выехала за пределы страны.

Читать также:  Из дома Алена Делона изъяли десятки единиц огнестрельного оружия

Работы Мане, Родена, Моне, Писсарро, Ван Гога, Матисса соседствуют с холстами Репина, Коровина, Серова, Малевича, Кончаловского. Публике так понравилась экспозиция, что ее продлили до апреля (должна была закрыться в феврале).

Это не скифское золото. Как будут возвращать российские шедевры из Европы

Посетители у картин французского художника Пьера Боннара во время пресс-показа коллекции братьев Морозовых в Фонде Louis Vuitton, Париж

"Неприкосновенность коллекции Михаила и Ивана Морозовых, находящейся в Париже в Fondation Louis Vuitton, гарантирована на правительственном уровне указом об освобождении экспонатов от ареста, — говорит директор ГМИИ Марина Лошак. — Указ подписан министром культуры Франции, его действие продлили до 15 мая 2022-го".

В музее отмечают, что руководство и сотрудники ГМИИ контактируют с коллегами из Fondation Louis Vuitton.

"Хранители и реставраторы ГМИИ отправятся в Париж, чтобы приступить к подготовке вещей к транспортировке. Все это будет организовано наилучшим и безопасным образом", — заверяют в ГМИИ.

Это не скифское золото. Как будут возвращать российские шедевры из Европы

Посетители смотрят на картины французского художника Пьера Боннара во время пресс-показа выставки коллекции братьев Морозовых в Фонде Louis Vuitton, Париж

По словам Швыдкого, Fondation Louis Vuitton подтверждал: эта коллекция защищена теми юридическими документами, с которыми выезжала из России, и все вернут.

"Как только ввели санкции и закрыли небо, возникли риски, ранее не предусмотренные. Поэтому сейчас разрабатывается новая логистика доставки шедевров на родину", — пояснил он.

Это не скифское золото. Как будут возвращать российские шедевры из Европы

Яйцо пасхальное «300-летие Дома Романовых» из коллекции Музеев Московского Кремля. Россия, Санкт-Петербург, 1913. Фирма К. Фаберже, Мастер Вигстрем Генрих, художник Василий Иванович Зуев.

Музей Виктории и Альберта на момент публикации материала не ответил на запрос РИА Новости.

А в Музеях Кремля, в свою очередь, рассказали о переносе выставки «Дуэль. От Божьего суда до благородного преступления». Ее собирались открыть 4 марта.

"В основе проекта — экспонаты из европейских музеев, досрочно отозванные из-за геополитической ситуации, — прокомментировали в пресс-службе. — В настоящее время Музеи Кремля работают над тем, чтобы осуществить выставку без европейского участия, и выражают искреннюю признательность отечественному музейному сообществу, предложившему помощь в нынешних непростых обстоятельствах".

Это не скифское золото. Как будут возвращать российские шедевры из Европы

Выставка «Церемониалы российского императорского двора» Музеев Московского Кремля в музейном комплексе Гугун

Что дальше?

О переносе или заморозке обменных проектов сообщили и в Историческом музее.

"Что касается наших взаимодействий с музеями Италии, Германии, мы пока не готовы заявлять о приостановлении сотрудничества, — отметили в пресс-службе ГИМ. — Единственное, выставка "Война и мир в Античной Греции", которую мы готовили с Музеями Берлина, в этом году не состоится".

Это не скифское золото. Как будут возвращать российские шедевры из Европы

Посетители в Пергамском музее

Но есть надежда, что другой международный проект, посвященный сокровищам из музеев Генуи, не сорвется. В ГИМ продолжают диалог с итальянскими коллегами.

При этом в ближайшие пару месяцев Исторический музей не планирует вывозить свои экспонаты за рубеж.

Это не скифское золото. Как будут возвращать российские шедевры из Европы

Музей архитектуры имени А. Щусева

У Музея архитектуры за рубежом в данный момент ничего нет. Все внутренние выставочные проекты реализуются.

"Привезенные из Италии экспонаты выставки "Панорама Венеции", закрывшейся 27 февраля, возвращены Итальянскому культурному центру и находятся в посольстве", — уточнила главный хранитель музея Наталья Шашкова.

Таким образом, российские музейщики открыты к диалогу и сотрудничеству: ход за западноевропейскими коллегами.

Комментарии закрыты.