Содержание:
МОСКВА, 27 авг — РИА Новости, Анна Нехаева. Российский кинематограф — это не только сцены в ресторанах на Патриарших, виды Невского и Зимнего дворца. Иногда антураж диких лесов, обветшалых деревень или аутентичных нетуристических улиц оказывается интереснее и лучше помогает понять драматургию сюжета. В День российского кино РИА Новости рассказывает о самобытном региональном кино.
Якутский феномен
Существует термин «Сахавуд» — якутский ответ Голливуду.
"Я не знаю ни одного региона в России, где местная картина побеждала бы по сборам "Человека-паука", — говорит Петр Чиряев, руководитель Якутской республиканской киносети. — Посмотрите аналитику ЕАИС. "Человек-паук" стартовал еще в 2021-м, но тем не менее годовой рейтинг возглавляет "Джулур Мас-рестлинг". И в двадцатке лидеров пять якутских картин. Причем так каждый год".
Кадр из фильма «Молодость» режиссера Дмитрия Давыдова
Якутские картины всегда были массовыми, настоящими. Комедия или хоррор — фильмы неизменно трогают своей простотой. И хотя часто в основе сюжетов — мифы, нарочито торгуют этникой немногие.
Съемки фильма «Пугало»
"В регион приходят российские компании, появляются копродукции, — отмечает Давыдов. — В частности, у меня уже три проекта с партнерами. Есть и фильмы, которые снимались в Якутии, например кинокартина "Дикая".
Грядущие релизы
По словам Владимира Мункуева, проблема в том, что нет новых авторов. Тем не менее несколько картин — на стадии съемок, пре- и постпродакшен.
Режиссер Дмитрий Давыдов на фестивале «Движение»
"Раньше, развивая якутский кинематограф, мы делали акцент на фестивальное продвижение, — объясняет Дмитрий Давыдов. — Теперь якутское кино делится на проекты внутренние (часто комедии, ориентированные сразу на прокат) и авторские работы, нацеленные на международные фестивали".
Один из новых фильмов Давыдова — «Молодость» — покажут на ММКФ. Эту историю о человеке, который возвращается в родную деревню через 20 лет, режиссер начал снимать сразу после победы его «Пугала» на «Кинотавре».
Другая лента Давыдова — фолк-хоррор «Граница» — о столкновении отца и дочери с потусторонними силами в местном лесу.
"Это очень интересная картина, мы ее сделали на английском языке и рассчитываем на международный прокат, — пояснил режиссер. — Будут продажи, продвижение там — и оттуда будем заходить в Россию".
Владимир Мункуев дорабатывает фильм «Кончится лето» с Юрой Борисовым и Макаром Хлебниковым. Это своеобразный анти-«Крестный отец» или анти-«Брат».
Два брата хотят наладить жизнь в якутском поселке. Кеша (Борисов) отсидел срок, взяв на себя вину младшего — Тима (Хлебников). Один устраивается на работу, другой готовится в вуз. Но после неоднозначного происшествия им приходится пуститься в бега.
Ренессанс Татарстана
Кадр из фильма «Тарлан»
Татарстан — полиэтническая территория, где региональное кино переживает возрождение.
"Татарскому кинематографу в 2024-м будет 100 лет. В новейшей истории активное развитие началось лет пять назад, когда на Казанском кинофестивале мусульманского кино появилось направление "Национальный конкурс", — рассказывает директор "Татаркино" Миляуша Айтуганова. — У нас кинобум: все снимают, сформировалась конкурентная среда, возникают новые жанры".
Среди знаковых лент прошлых лет — драма «Куктау», музыкальная комедия «Апипа» о приключениях женского коллектива, гастролирующего по Татарстану.
В этом году триллер «Микулай» вошел в одну из программ ММКФ.
"Наш народ любит мелодрамы и комедии. Также занимаемся экранизацией национальной классической литературы. Одна из новинок — "Тарлан" — копродукция с Казахстаном", — отметила Айтуганова.
Бурятский эпос
В кинематографе Бурятии акцент делают на буддийских ценностях и притчах. По словам киноведа Сергея Анашкина, наиболее яркие авторы — режиссеры-самоучки Баир Дышенов и Солбон Лыгденов.
Кадр из фильма «Степные игры»
"Беспробудное пьянство разрушает семейные связи, губит традиционный уклад. Рецепт очищения — тот же, что и в фильме Дышенова: возвращение к благодатным истокам национальной культуры", — уточняет Анашкин.
Кадр из фильма «Дикарь»
Он выделяет тему преемственности поколений как один из основных векторов режиссерской мысли, как, например, в «Листке» Леонида Пожидаева и «Дикаре» Фарзаны Утарбаевой.
Айнур Аскаров исследовал привычные для республики темы, но прославился фильмом «Из Уфы с любовью» (2017), который стал локальным хитом в прокате.
Фильмы снимают на Кавказе, в Туве, на Ямале, в Калмыкии, на Чукотке. В каждом регионе — своя специфика. Объединяет национальные кинематографы России самобытность, любовь к своей земле и желание показать, как живут люди вне столичных мегаполисов.
Комментарии закрыты.