Содержание:
МОСКВА, 9 авг — РИА Новости, Павел Сурков. Вера Васильева умерла на 98-м году. Она была настоящим символом Театра сатиры, фактически его музой и хранительницей традиций. Ее красота и обаяние восхищали зрителей на протяжении всей карьеры, а творческий путь Веры Кузьминичны, собственно, ей стопроцентно соответствовал. Он был прекрасен, достоен и, по сути, безупречен. Как и она сама.
Открытие памятной доски И. Саввиной
Из завода на экран: как Вера Васильева стала актрисой
Коренная москвичка, она родилась в простой семье, не принадлежала ни к какой творческой богеме. Во время войны работала на заводе, помогала фронту. Но именно тогда, в 1943 году, в самый разгар Великой Отечественной, она поступила в театральное училище. Но помимо сцены она мечтала о кино, которое даже в годы ВОВ продолжало развиваться. И первую свою (эпизодическую) роль сыграла в комедии «Близнецы», будучи еще студенткой.
Но истинная слава пришла к Васильевой после фильма Ивана Пырьева «Сказание о земле Сибирской». Юная актриса полюбилась зрителям, а фильм стал одним из лидеров советского кинопроката. Артистка оказалась удостоена Сталинской премии первой степени – высочайшей награды того времени.
Кадр из фильма «Сказание о земле Сибирской»
Крутой нрав: какой была актриса Васильева
Уже на съемках Васильева проявила свой крутой нрав и строгий характер, порой не боясь спорить с самим всесильным Иваном Пырьевым, о бескомпромиссности и жесткости которого хотели легенды. Но юной актрисе авторитет режиссера был не указ, если она была уверена в своей правоте, то могла ввернуть строгое словцо и самому мэтру.
Поговаривали, что один раз он так вспылил, что даже пригрозил Васильевой, что после «такого» ей навсегда будет закрыта дорога в кино, но девушка и бровью не повела.
Кадр из кинофильма «Чук и Гек».
Эта строгость и уверенность в себе была неотъемлемой частью ее характера: все знали, что спорить с ней бесполезно, но при этом Васильева всегда была открыта к работе с новыми режиссерами, к неожиданным ролям и новым вызовам. И все это она в полной мере нашла на сцене Театра Сатиры, примой которого она была на протяжении многих десятилетий.
Родной и свой: работы Васильевой в Театре Сатиры
В родном для себя театре, где она служила с 1948 года, Васильева сыграла свыше 60 ролей. И каких! От Эллочки Щукиной в «12 стульях» до легендарной графини Альмавива в «Женитьбе Фигаро», роли, которую Васильева считала одной из своих лучших работ. Да и спектакль в котором на одной сцене с ней блистали Андрей Миронов и Александр Ширвиндт был обожаем театральной публикой, а когда его телеверсия идет на экранах – и сегодняшний зритель пребывает в восхищении.
Народная артистка СССР Вера Васильева
Она всегда с радостью выходила на сцену в больших актерских ревю Театра Сатиры, как, например, в «Андрюше», спектакле-воспоминании и посвящении Андрею Миронову, где его партнеры по сцене вспоминали совместные спектакли и словно возвращали нас в те времена, когда Миронов был жив. Так было и в «Орнифле», где ее Графиня – словно продолжатель роли из «Фигаро», своеобразная автопародия на свою главную сценическую роль.
Спектакль о ней: сама написала свою роль
Но настоящей сенсацией последних лет стал спектакль «Вера», который сама Васильева фактически придумала и собрала из собственных воспоминаний. Удивительная «машина времени», возникающая в этом спектакле, словно проносила актрису через года: то возвращая в собственную юность, то представляя сегодняшний день. И в центре этого круговорота времен, событий, лиц, воспоминаний и ролей была именно она – Вера Васильева, прекрасная, яркая, жизнелюбивая.
Актриса Вера Васильева на церемонии прощания с народным артистом СССР Владимиром Этушем в театре им. Евгения Вахтангова
Она репетировала «Веру» постоянно, что-то достраивая и додумывая в этом спектакле. Александр Ширвиндт вспоминал, как она приехала на репетицию в театр в самый разгар коронавирусного карантина. И ровно в этот же день в театр пришла проверка – выяснить, не вышли ли на работу те артисты, чей возраст превышает 65 лет.
Ширвиндт осторожно поинтересовался у чиновников: «А что делать с актрисой, которой 95 лет?». «А что она делает?» – удивились проверяющие. «Видите – репетирует,» – ответил Ширвиндт.
Актриса Вера Васильева
Чиновники даже позвонили начальству – и Васильевой было дано официальное разрешение выходить на репетиции, несмотря на карантин.
И в этой истории – вся она, неутомимая труженица, невероятная личность, прекрасная женщина, сохранявшая обаяние и фантастическую красоту на всем своем творческом пути. Муза, хранительница традиций, истинная прекрасная дама. Такой она навсегда и останется в наших сердцах.
Комментарии закрыты.