Содержание:
МОСКВА, 11 мая — РИА Новости. Современная иконопись в России осталась традиционной. Вместе с тем рынок церковных товаров предлагает разные образы, в том числе — напечатанные на принтере. При покупке есть риск ошибиться. Какие иконы созданы по правилам, благословленным РПЦ, а какие даже считаются «дьявольскими» — в материале РИА Новости.
Как при Рублеве: у РПЦ своя многовековая традиция
В западной традиции Богородицу часто писали со знатных дам, а святых — с разных королей. Русская же икона на протяжении веков практически не менялась. «
"Главный принцип, сохраненный с древности, со времен Симона Ушакова, Андрея Рублева или Феофана Грека, — символическая нагрузка важнее правдоподобия. Другая особенность — обратная перспектива: образ — не то, на что смотрят, а тот, кто смотрит. Язык подписей (старославянский), их расположение не меняются", — рассказывает РИА Новости иконописец Елена Сергиенко.
Икона на тарелке
Композиция и основные сюжеты — такие, как раньше, добавляет эксперт. Это Рождество, Крещение, Успение, Вознесение, сошествие во ад, распятие.«
"Даже жесты остались прежними: Христос с икон благословляет верующих так же, как в ХVII веке", — приводит пример Сергиенко.
Повестка в основе живописи: икона может быть современной
Однако появились и новые сюжеты.«
"Например, икону Божией Матери "Спорительница хлебов" написали во время голода в Черноземье в конце ХIX века по благословению старца Амвросия Оптинского. И это полностью оригинальный иконографический сюжет: Божия Матерь благословляет хлебное поле, — говорит Сергиенко. — А преподобного Серафима Саровского в России пишут с медведем".
Темы приходят вместе с особым почитанием определенного святого, которого в других странах православного мира знают меньше.
Продажа религиозной литературы и атрибутики этноконфессионального фестиваля «Мозаика культур» в Казани
Художественный руководитель иконописной школы «София», член Союза художников Анна Голубкова предупреждает: нужно разделять понятия «икона» и «религиозная живопись».«
"Религиозная живопись — это любое изображение, несущее сакральную тематику. Можно нарисовать абстракцию — круги, волны — и назвать ее "Сотворение мира". Но это не будет иконой", — поясняет эксперт.
Экспромт — от дьявола: как вычислить «сатанинские» иконы
Еще в XVI веке в России появилась страшная легенда об «адописных» образах, якобы созданных во славу дьявола. Описание такой иконы встречается в житии Василия Блаженного.
Считалось, чтобы икона стала «сатанинской», наученный бесами художник мог сделать две вещи: или написать под образами святых изображения чертей, или просто слегка изменить черты лица и жесты чудотворцев. Например, нарисовать благословляющей не правую руку, а левую. Поэтому верующие всегда с подозрением относились к новинкам.
Правильный материал: от дерева до картона
В мастерских используют традиционные материалы — как при изготовлении новых икон, так и при реставрации старых.
Икона «Богоматерь Владимирская» иконописца Андрея Рублева (на втором плане), представленная на выставке «Великое княжество. Сокровища Владимиро-Суздальской земли» в Новой Третьяковке на Крымском валу в Москве«
"До сих пор распространены резные иконостасы из дерева, кости, камня, — перечисляет Сергиенко. — Образы вышивают, чеканят на металле, пишут на стенах. Явных ограничений по материалам нет, но предпочтительны природные, а не, скажем, пластики".
Как правило, у иконы несколько слоев: деревянная основа, паволока (льняная ткань), покрытие сусальным золотом и красками. Они бывают современные, химические, но часто мастера заказывают у геологов минеральные.
Ученица за работой в иконописной мастерской
Для украшения иногда используют драгоценные камни, жемчуг.
Стоимость иконы на доске из липы с врезными шпонками, ковчегом и позолотой нимба составляет от семи до 25 тысяч рублей в зависимости от размера. Чем больше украшений и тонкой работы — тем дороже.
Распечатанная на принтере: все равно икона с исключениями
В конце XX века в Россию из Греции пришли образы, созданные с помощью шелкографии. Некоторые были так похожи на живописные, что нечестные торговцы продавали их по завышенным ценам.
На традиционную паволоку печать ложилась не слишком удачно, и мастера стали брать в качестве основы картон, а деревянные крепления заменили на МДФ. Тем не менее шелкографные иконы часто имели высокое качество, и создавали их в единичных экземплярах.
Верующая во время ночной Рождественской службы в Знаменском православном храме в Дивногорске
В XXI веке образы печатают на пластике, бумаге (в виде плаката) и картоне. «
"Православные прославляют Первообраз, поэтому не так важно, из чего сделано освященное в храме изображение. Главное, чтобы при взгляде на него человек настраивался на общение с Богом. И здесь помогает соблюдение канонов иконописи, а не материал основы", — отмечает Сергиенко.
Икона «Архангел Михаил с чудом в Хонех» (конец XV века) представлена на выставке «Шедевры русской иконописи XIV-XVI веков»
Однако Голубкова уточняет, что традиционные материалы и технологии все же предпочтительнее.«
"Старинная икона — это деревянная основа, сусальное золото, пигменты на яичном желтке. Такие образы хранятся уже 800 лет, — рассказывает эксперт. — Мы пишем для будущих поколений. Могут ли современные технологии гарантировать, что изображения не обвалятся через 20 лет? Нет, не могут".
Иконописцы: чистота, молитва и вера
Старинная икона
Есть и особые требования к художнику. «
"Он (или она) должен быть православным, воцерковленным, — объясняет Сергиенко. — Во время работы над иконой мастер обязан соблюдать пост, не пренебрегать утренними и вечерними молитвами, содержать себя в чистоте. Говоря проще, не получится ночью предаваться порокам, а днем — писать".
Нельзя научиться иконописи по видео в интернете. Каноны и традиции изображения святых передаются из уст в уста. От мастера к ученику — и только так, подчеркивает Голубкова.
Комментарии закрыты.