корреспондент
МОСКВА, 30 янв — РИА Новости, Анастасия Силкина. Одна из крупнейших и самых оснащенных киностудий Европы «Мосфильм» сегодня отмечает столетие. Где создают всенародно любимые фильмы и почему 70 процентов съемок проводят в павильонах — в материале РИА Новости.
На территории киностудии «Мосфильм»
Полет фантазии
Днем рождения «Мосфильма» считается выход в прокат картины Бориса Михина «На крыльях ввысь». Тогда, в 1924-м, киностудия была лишь павильоном на Житной улице.
Спустя три года началось формирование комплекса на Воробьевых горах. Главный корпус построили в виде самолета: фюзеляж и хвостовая часть — съемочные павильоны, в «кабине пилота» — кабинет директора, который с 1998-го занимает кинорежиссер Карен Шахназаров.
Генеральный директор ФГУП «Киноконцерн «Мосфильм» Карен Шахназаров
Сегодня на территории площадью 30 гектаров — 17 крытых павильонов, две съемочные площадки под открытым небом, тонстудия, где пишут звук и монтируют фильмы, дом костюма и реквизита, автопарк, «Мосфильмофонд», киноконцертный комплекс, административные здания, парковая зона. Даже есть свои топонимы, которые не найти на общегородских картах: площади Леонида Гайдая, Сергея Бондарчука, Исаака Дунаевского, аллея Больших мастеров.
На территории киностудии «Мосфильм»
Киностудия иногда сама становится съемочной площадкой. Так, производственный корпус можно увидеть в «Кавказской пленнице» в сцене, когда открывают Дворец бракосочетания.
Петербург и Париж в центре Москвы
Порядка 70% киноматериала снимают в декорациях, лишь 30 — на натуре. Павильоны с шумоизоляцией, серые или черные, чтобы избежать бликов. Пенопласт на стенах гасит вибрации извне, а металлические решетки на потолке рассеивают звук, чтобы не было эха.
Съемочный павильон номер 17 «Мосфильма»
Новый павильон «Мосфильма» — крупнейший в Европе. Площадь — 2,5 тысячи квадратных метров и потолок — 16 метров. Тут можно построить целый город.
Обычно декорации готовят под конкретный проект и потом разбирают. Но есть исключения.
«Церковь» сделали более десяти лет назад — в настоящих храмах художественное кино снимать нельзя. Декорацию использовали в сериале «Бесы», комедии «Монах и бес», а также клипе «Исповедь» певца Shaman. Фрески и иконы распечатывают на принтере и наклеивают на дерево.
Декорация старого города на киностудии «Мосфильм»
Открытой декорации «Старый город XIX века» более 20 лет: ее построили для фильма «Всадник по имени Смерть», а потом в ней снимали десятки картин: «Анна Каренина», «Доктор Живаго», «Мертвые души», «Статский советник», «Елки 1914», «Крылья над Берлином» и другие.
На одной улице — Петербург, на другой — Москва. Из богатого питерского района вы попадаете на окраину: брусчатка сменяется булыжной мостовой. Фанерные фасады на деревянных каркасах — с лепниной и статуями из пенопласта. Первый этаж — полномасштабный, второй уменьшен, третий — еще меньше. В кадре это незаметно, стройматериалы сэкономили. Двери и окна открываются, но за ними пустота: все интерьеры — в павильонах.«
"Образ городов собирательный, это не конкретные улицы, — поясняет экскурсовод "Мосфильма" Наталья Ануфриева. — Здания часто перекрашивают, меняют фасады, вывески. Может получиться Париж, Берлин, Лондон".
Так, для нового сериала «ГДР» с разницей в день снимали Россию и Германию конца 1980-х — начала 1990-х.
Экспозиция музея «Мосфильма»
Полмиллиона костюмов и декора
На дверях «Старого города» нет ручек — их подбирают под конкретный проект.
В доме костюма и реквизита «Мосфильма» хранится около полумиллиона предметов: одежда, мебель, декор, ретротранспорт и многое другое, что может понадобиться в кадре. Пушки и танки находятся на военно-технической базе киноконцерна в подмосковном Алабино.
Реквизит тоже переходит из фильма в фильм. Например, кошки из «Операции «Ы», на которых тренировался персонаж Георгия Вицина, появляются в картинах «Женитьба», «Ты — мне, я — тебе», «Любовь и голуби». Скульптура «Суламитида» из «Бега» снималась в «Формуле любви», «Персей и Пегас» из «Бриллиантовой руки» — в «Служебном романе». И костюмы нередко надевают дважды.
Индивидуален пластический грим. Тончайшую резиновую маску наклеивают актерам как вторую кожу. И каждый день — новую.
Создание пластического грима. Из экспозиции музея «Мосфильм»
Непростая работа и в постижерной мастерской. На совсем маленькие усы у гримера уходит два часа, на густую мужскую бороду — несколько дней, на парик — несколько недель.
В коротких сценах, где животное мелькнет на пару секунд на заднем плане, задействуют гипсовые фигуры и из папье-маше. Фрукты и овощи зачастую тоже муляж. В сцене царского пира в «Иван Васильевич меняет профессию» только «заморская» икра — настоящая. Красная — имитация, черная — крашеная пшенка.
Комментарии закрыты.