МОСКВА, 25 июн — РИА Новости, Анна Нехаева. Музей Москвы и галерея «Триумф» исследуют окружающий мир на выставке «Мыслящий ландшафт». Через инсталляции, живопись, видео-арт, масштабные архитектурные работы более двадцати художников размышляют об оформлении пространства. О том, какое произведение заставит испугаться и почему проект громко звучит, — в материале РИА Новости.
Пейзаж и простор
Уже на входе понятно, что выставка — про пространство и простор во всех смыслах: большие, гигантские, миниатюрные и неожиданно громкие экспонаты. Среди них — полотна 2010-х, звуковые инсталляции, видео и произведения, созданные специально для проекта.
"Мы хотели применить монументальный подход, показать крупные объекты, — объясняет куратор Юлия Аксенова. — Чтобы человек "переживал" пространство: не просто смотрел на него, а оказывался внутри, сочувствовал на психоэмоциональном уровне".
Художники показывают, как в пейзаже и ландшафте зашифрованы исторические, культурные и социальные процессы.
Экспонаты выставки «Мыслящий ландшафт» в Музее Москвы
"Выставка получилась необычайно русской, местами пронзительной, — рассказывает совладелец галереи "Триумф" Дмитрий Ханкин. — В нашей жизни пространство довлеет над нами. Так было всегда. Это история бытования большого народа на огромной территории. Наше пространство — огромное, о нем надо рассуждать большими, серийными работами".
Эксперт рассматривает «Мыслящий ландшафт» в определенном смысле как заменитель биеннале «по строю мысли».
Посетитель рассматривает экспонаты выставки «Мыслящий ландшафт» в Музее Москвы
"В городе должны быть три-четыре контрастирующие друг с другом большие выставки, — уверен Ханкин. — Флагманские проекты могут спорить между собой, представлять разные полюса и мнения художников. Но все это объединяет основная черта — масштаб. Большие выставки большого города".
Экспонаты выставки «Мыслящий ландшафт» в Музее Москвы
Заборы, дороги, жилые массивы
В центре внимания художников — как обыденные для жителей мегаполисов вещи, так и уникальные артефакты из провинции.
В итоге, по мнению куратора, выставка получилась посвящением всему русскому пространству.
Картина художника Ольги Давыдовой «Северные лабиринты»
"Она романтична, в ней превалирует некий поэтический контекст, — отмечает Аксенова. — Звучит трогательно и чувственно. Мне кажется, важно дать художникам ощутить себя частью сообщества, где возможно такое объединяющее высказывание".
Зал с экспонатами выставки «Мыслящий ландшафт» в Музее Москвы
В едином пространстве соседствуют внушительные деревянные капители Николая Полисского из проекта «Русская античность» (они выполнены из орешника на металлической основе), «Наблюдательная вышка» Юрия Аввакумова (на нее можно подниматься и изучать экспозицию с высоты).
Рядом — громкие звуковые инсталляции, деревянные «Цветы в вазе» Игоря Шелковского или полотна изо льна «Дом Мельникова» Марии Арендт.
Символы ностальгии прослеживаются в творчестве Антона Ольшванга. Он путешествовал по старым деревням и снял поэтичное видео: крынку изо льда помещают на колышек в заброшенном селе, и она постепенно тает.
Прошлое и настоящее
Молодые мастера рассматривают позднюю советскую эпоху, перестройку, 1990-е, пытаясь быть беспристрастными.
Путешествуют по стране, чтобы проникнуться атмосферой прошлого, делают репортажи из провинции о сооружениях социалистического периода.
Экспонат выставки «Мыслящий ландшафт» в Музее Москвы
"Сейчас они выглядят фактически как Парфенон: мощные, непонятно к какому времени относящиеся, — говорит куратор. — В них прослеживаются модернистские, архаические мотивы. Это попытка прочитать знаковые образы в ином ракурсе с помощью намеренного выстраивания дистанции".
Пример другого исследования — работа «Без названия» Василия Кононова-Гредина, который с 17 лет ездил по русским деревням и изучал архитектуру, старинные предметы быта и искусства, особенности фольклора и диалектов.
В экспозиции — фрагменты рам от иконостаса из заброшенного села Кировской области.
Произведение стало одним из центральных: монументальное, масштабное, пройти мимо невозможно. Оно — о сохранении духовного пространства, ценностей, идентичности и памяти места.
Некоторые работы сделаны специально для выставки. Например, фасад дома в технике «блуждающих стен» под названием «Архитектура» Евгения Асса. Это его посвящение и оммаж творчеству Александра Константинова.
Одна из самых впечатляющих работ, созданная для проекта, — надувная скульптура Ивана Горшкова «Автопортрет».
Фигура, символизирующая голову человека, — собирательный образ сказочных персонажей. Можно найти фольклорные сюжеты, темы противостояния добра и зла.
Многочастная инсталляция Антона Ольшванга собрана из отлитых из серебра растений и теневых портретов ночных деревьев, застывших на свитках советской баритовой бумаги. Тоже можно долго разглядывать.
Получилась выставка-размышление: посетитель изучает экспозицию, включается в контекст и вступает в диалог с произведениями.
Комментарии закрыты.