Все самое важное и интересное за последние сутки в сферах политики, экономики, общества и технологий. Также достижения спорта и культуры

Накануне катастрофы в России: что предсказали гении Серебряного века

Накануне катастрофы в России: что предсказали гении Серебряного века

корреспондент

МОСКВА, 24 ноя — РИА Новости, Анастасия Силкина. Нестабильность, близость перемен и даже катастрофы — все это ощущали художники конца XIX — начала XX столетия. Им посвящена выставка «Герои и современники Серебряного века» в Третьяковской галерее. О том, каким видели новый мир Серов, Врубель, Бенуа, Бакст, Сомов и другие мастера той эпохи, с кем они ассоциировали себя, — в материале РИА Новости.

Накануне катастрофы в России: что предсказали гении Серебряного века

Посетительница на выставке «Герои и современники Серебряного века» в Третьяковской галерее

Работать в быстро меняющемся мире

Выставка масштабная: более 280 работ с 1890-х до 1914-го из собрания Третьяковской галереи.«

"Это период слома одной формации, реалистической, и рождения эстетической модели XX века. Произведения в различных техниках — и акварель, и гуашь, и темпера, и пастель — позволяли живее реагировать на требования времени", — поясняет куратор, зав.отделом графики XVIII — начала XX века ГТГ Ирина Шуманова.

Накануне катастрофы в России: что предсказали гении Серебряного века

Портреты на выставке «Герои и современники Серебряного века»

На художников влияли и символичный переход в новый век, «конец времени», и стремительное техническое развитие. Например, футуризм тесно связан с промышленным подъемом, а реализм практически отменила фотография.«

"Было предчувствие перемен, будущего, которое не определено. Это очень считывалось в художественном мире. Гибель старой схемы искусства XIX века, невозможность существовать в прежней эстетической модели ощущалась всеми", — считает эксперт.

Накануне катастрофы в России: что предсказали гении Серебряного века

Посетительница на выставке «Герои и современники Серебряного века»

Открывалось множество путей для дальнейшего развития искусства. Но все же это время порождало и тревожность, степень которой зависела от многих факторов: от возраста – до судьбы конкретного художника.

Обнаженная модель и религиозные мотивы

В этот период возникали многочисленные выставочные объединения и журналы-манифесты: «Мир искусства», «Весы», «Скорпион», «Золотое руно». Они остро и порой весьма жестко полемизировали между собой.

Накануне катастрофы в России: что предсказали гении Серебряного века

Куратор выставки «Герои и современники Серебряного века» Евгения Илюхина

Художники по-разному интерпретировали вечные мотивы: прогулки, фонтаны, аллеи. Тема царских выходов представлена на выставке работами Андрея Рябушкина, Сергея Иванова, Аполлинария Васнецова, Михаила Нестерова, Александра Бенуа, Евгения Лансере, Мстислава Добужинского.

«Картины по русской истории» отличались не только стилистически: в Петербурге ностальгировали по золотому веку отечественной культуры, уходящей эпохе дворянских усадеб. Для Москвы же интереснее было наследие допетровской Руси.

Читать также:  Фильтруй контент: как выбирать фильмы и сериалы при стрессе

Накануне катастрофы в России: что предсказали гении Серебряного века

Петербургские сюжеты«

"Валентин Серов ввел в Училище живописи, ваяния и зодчества класс обнаженной женской модели. И насколько по-разному все это воспринималось! Традиционные кустодиевские купальщицы с крупными формами, острый рисунок Бориса Григорьева, почти классические реплики "Венеры с зеркалом" Веласкеса и "Русская Венера" Вера Судейкина. Это же многообразие идеала", — отмечает куратор Евгения Илюхина.

Ощущение трагичности эпохи, предчувствие катастрофы проявилось в использовании иконописных религиозных мотивов: «Серафим» Врубеля и «Голгофа» Филонова.

В работе «Памяти Врубеля» менее известный Василий Денисов прямолинейно завершает за коллегу перевоплощение «Демона поверженного» – в «Демона летящего».

Накануне катастрофы в России: что предсказали гении Серебряного века

Посетительница на выставке «Герои и современники Серебряного века» в Третьяковской галерее

К проектированию и оформлению храмов привлекали лучших художников: Михаила Нестерова, Наталию Гончарову, Николая Рериха, Сергея Чехонина, Виктора Васнецова, Кузьму Петрова-Водкина. К сожалению, многое осталось лишь в графике.

Арлекин как символ эпохи

Это уже четвертый проект выставочного цикла Третьяковки, посвященного культуре рубежа XIX-XX веков. Один из предыдущих — «Арлекины Серебряного века» — знакомил, возможно, с центральным образом эпохи.«

"Гении-художники Серебряного века выросли на представлениях странствующих арлекинов. Желание воспарить над действительностью, уйти от нее, – делало очень популярными ролевые формы поведения", — подчеркивает Евгения Илюхина.

Накануне катастрофы в России: что предсказали гении Серебряного века

Второй и четвертый — автопортреты Александра Яковлева

В экспозиции – два автопортрета Александра Яковлева в образе Арлекина и Пьеро, портрет Зинаиды Гиппиус Льва Бакста, на котором она в образе, отсылающем к Оскару Уайльду. А также «Мистическое собрание» Николая Сапунова по «Балаганчику» Александра Блока.«

"В постановке Мейерхольда на сцене Театра Комиссаржевской в любовном треугольнике Арлекин — Пьеро — Коломбина угадывались реальные персонажи, которые сидели в зале: сам Блок, его жена Любовь Менделеева-Блок и Андрей Белый, — рассказывает Ирина Шуманова. — Арлекинада соединилась с реальной жизнью".

Накануне катастрофы в России: что предсказали гении Серебряного века

Куратор Елизавета Горелышева проводит экскурсию по выставке «Герои и современники Серебряного века»

Разные линии выставки замыкаются в финальной точке — композиции Юрия Анненкова «Распятый Арлекин».«

"С Арлекинами нельзя закончить раз и навсегда. Этот шлейф человека играющего – тянулся за многими представителями этого времени до конца их жизни", — отметила Ирина Шуманова.

Комментарии закрыты.