МОСКВА, 29 июн — РИА Новости, Анна Нехаева. Коллекцию братьев Морозовых — произведения импрессионистов, постимпрессионистов и отечественых мастеров — впервые за 100 лет собрали в ГМИИ. Выставка реконструирует «идеальный музей», созданный «русскими, которые не торгуются». О том, какую картину-хамелеон Ван Гога показывают, о чутье коллекционера и влюбленности Ренуара — в материале РИА Новости.
Долгий вояж
"Если, увидев картину, ты испытываешь психологический шок, покупай ее", — писал коллекционер Сергей Щукин.
Шедевры из его собрания показывали в Пушкинском музее в 2019 году после парижской выставки в 2016-м. Теперь настала очередь коллекций промышленника Ивана Морозова и его брата Михаила.
Посетители на выставке «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве
Щукин и Морозовы за большие деньги скупали самое лучшее во Франции. На базе их собрания появился Музей нового западного искусства после национализации в 1923 году. Затем его расформировали на волне борьбы с космополитизмом, а большую часть работ поделили между Эрмитажем и ГМИИ.
Спустя 90 лет коллекции Морозовых выставлялись в Эрмитаже и в фонде Louis Vuitton в Париже, и вот — после вековой паузы — они приехали в Москву.
Посетители на выставке «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве
Русский, который не торгуется
"Большинство работ, которые приобретали тогда Морозовы, считались произведениями "недохудожников": Ван Гог, Гоген не были мастерами первого ряда, — поясняет куратор выставки Наталья Кортунова. — У Михаила спонтанный подход к покупкам, у Ивана — более размеренный, спокойный".
Посетительница на выставке «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве
Иван воспитывал свой вкус: начинал с салонных работ авторства некогда популярных, но забытых сейчас живописцев. Произведения некоторых из них стоили дороже Пикассо.
Михаил покупал картины Коровина, учившего живописи обоих братьев, а затем уже собирал все, что нравилось, — от «Боярыни Морозовой» Сурикова и работ Врубеля до импрессионистов. Он первым из русских привез в Москву Гогена, Ван Гога, Мунка.
В отличие от увлекающегося брата, Иван мог ждать нужную покупку годами, будучи на связи с арт-дилерами. Ездил в Париж на салоны.
В экспозиции указаны счета на картины из французских галерей. Можно сравнить цены на полотна с нынешними и еще раз удивиться чутью и азарту меценатов.
Иван не просто собирал полюбившиеся вещи, он хотел создать энциклопедию современного искусства — переплачивал, но находил лучшее. При этом русская часть морозовской коллекции выглядела эклектично: мирискусники, Сомов, Бенуа, Коровин, Левитан, Ларионов, Гончарова…
Посетительница возле картины художника Клода Моне «Пруд в Монжероне» (1876) на выставке «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве
Французских мастеров Иван отбирал особенно тщательно. Охотился за Сислеем, Ренуаром, Сезанном, заказывал монументально-декоративные ансамбли Дени, Боннару и Матиссу.
"У Морозова глаз воспитан на другой культуре, на ситцевых ярких разноцветных тканях, которые он производил, а потом присоединилось художественное самообучение, — отмечает куратор. — Есть мнение, что Ивана привлекала экзотика à la russe. Российских коллекционеров яркими красками Гогена, Матисса, Ван Гога было не напугать. Они были привычными для русских, связанных с текстильной сферой".
Монтаж выставки «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых»
Некоторые картины на выставке ведут диалог. Например, два изображения Жанны Самари кисти Ренуара (одно из Эрмитажа, из собрания Михаила, а второе принадлежало Ивану). Актрису художник писал неоднократно — есть легенда, что он был в нее влюблен.
"На примере работ можно увидеть, какая она разная, — рассказывает Кортунова. — Одна — парадный портрет в полный рост в образе, в котором ее впервые увидел мастер. Михаил считал, что это одна из лучших работ Ренуара".
Репродукция картины Ренуара «Портрет актрисы Жанны Самари»
На второй картине Самари на розовом фоне в зеленом платье с цветком на плече. В 1910-х такое сочетание оттенков считали моветоном. Но у Ренуара была своя система подбора красок: если они не гармонировали, он их «объединял». В портрете таким связующим элементом стал золотистый браслет.
Критики не одобрили работу, назвав ее «крыжовенно-фисташковым десертом, который можно есть ложкой».
Монтаж выставки «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых»
В ГМИИ решили пофантазировать и представить, что было бы, если бы Морозов остался в Москве и завершил работу над собранием. В музее предположили, как бы располагалась выверенная Иваном и расположенная в хронологичекой последовательности коллекция.
"Понятие идеального музея шире, — подчеркивает Петухов. — Это не только историческая штудия, но и медитация вокруг искусства, умение сосредоточиться, глубоко погрузиться в художественное пространство и уделить время размышлениям".
Комментарии закрыты.