Профсоюзы заявили о социальной несправедливости в новой схеме пособий для безработных Часть норм по выплате пособий для безработных в проекте нового закона о занятости нарушает принципы социальной справедливости, заявили профсоюзы. В частности, они предлагают увеличить пособия для работников с большим стажем
Несмотря на то что профсоюзная сторона в целом поддержала законопроект «О занятости населения в Российской Федерации», у нее есть к нему ряд претензий, следует из письма зампреда Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) Нины Кузьминой в секретариат Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (РТК). Документ есть в распоряжении РБК, его подлинность подтвердил собеседник, знакомый с содержанием. В частности, ФНПР сочла несправедливым, что пособие по безработице не зависит от стажа и выплачивается не более шести месяцев.
Законопроект был внесен в Госдуму группой депутатов и сенаторов в начале января, дата первого чтения еще не назначена. РБК направил запрос в Минтруд.
Что не устраивает профсоюзы
Большинство замечаний профсоюзной стороны к законопроекту касаются регулирования назначения и выплат пособий по безработице. Основные из них таковы:
- Выплата пособий без учета длительности и характера предшествующей занятости
Законопроект дает самозанятым и индивидуальным предпринимателям право получать пособие по безработице в увязке с величиной произведенных налоговых отчислений, но это пособие в любом случае будет ограничено величиной минимального размера оплаты труда (МРОТ). Предлагаемый подход будет способствовать легализации занятости населения, однако предпосылки для стабильности системы государственного социального страхования создают именно наемные работники, указывают в ФНПР. Государство материально заинтересовано в том, чтобы стимулировать занятость в форме трудовых отношений— они самые стабильные и длительные, а значит, могут гарантировать непрерывность налоговых поступлений в бюджетную систему и страховых взносов в социальные фонды, говорится в письме.
«Для стимулирования занятости в форме трудовых отношений необходимо при определении размера пособия по безработице учитывать длительность и характер предшествующей занятости»,— считают профсоюзы.
В соответствии с законопроектом пособие по безработице будет рассчитываться без учета многолетнего стажа: если наемный сотрудник, ИП, самозанятый в предшествующий год официально работал не менее 26 недель, пособие будет установлено в размересреднего заработка лица (среднего налогового платежа для самозанятого и ИП), но не выше МРОТ. «Таким образом, гражданин, который после многолетней работы потерял заработок, будет получать пособие по безработице, равное минимальному размеру оплаты труда [или ниже], наряду с безработными, проработавшими всего лишь полгода»,— говорится в письме. При этом очевидно, что вклад длительное время работавших граждан в систему государственного социального страхования гораздо больше: за них работодателями были уплачены больше страховых взносов, а также налога на доходы физических лиц, указывают в ФНПР.
Восстановить «социальную справедливость» позволит введение нормы, увеличивающей размер пособия по безработице для граждан с официальным стажем свыше восьми лет. По мнению профсоюзов, для таких россиян МРОТ должен стать минимальной планкой для пособия. Соответствующее положение необходимо прописать в законопроекте, предлагают профсоюзы.
- Короткий срок выплат
Согласно законопроекту, сроки выплаты пособия по безработице будут составлять не более шести месяцев в течение годового периода безработицы и не более трех месяцев для граждан, которым пособие назначено в минимальном размере (в 2023 году— 1,5 тыс. руб.).
«Выплаты безработным предназначены для поддержания уровня жизни потерявшего заработок гражданина и членов его семьи в период, необходимый для поиска новой работы и трудоустройства. Этот период может по объективным причинам превышать шесть месяцев»,— говорится в письме профсоюзов.
Признание безработным и назначение пособия происходит в случае, если предложить гражданину подходящую работу в течение десяти дней с момента обращения невозможно или при отказе работодателя в его трудоустройстве. Эта ситуация в условиях кадрового дефицита на рынке труда, как правило, связана с отсутствием у гражданина необходимой квалификации, считают в ФНПР. В таком случае орган службы занятости может предложить пройти профессиональное обучение или получить дополнительное профессиональное образование. Сложность в том, что длительность обучения варьируется от трех до двенадцати месяцев и в указанное время у гражданина нет источников дохода, кроме пособия, отмечают профсоюзы.
«Всвязи с этимпредлагается предусмотреть увеличение срока получения пособия по безработице на период прохождения безработным профобучения или получения дополнительного профобразования»,— говорится в письме. А для стимулирования граждан к повышению квалификации величина пособия в это время не должна быть ниже МРОТ.
- Жесткие критерии признания безработным
В качестве основания для отказа в признании безработным в законопроекте предусмотрен случай, когда гражданин не направил в течение десяти дней со дня регистрации в центре занятости информацию о результатах переговоров с работодателями по предложенным вариантам. Этот процесс, по оценке профсоюзов, может занимать более длительное время, в результате чего отказ в признании безработным может носить формальный характер и привести к нарушению прав гражданина на защиту от безработицы. Во избежание такого формализма необходимо закрепить в законе возможность отказа только тем, кто не направил информацию «без уважительной причины», отмечают в ФНПР.
Как эксперты оценивают претензии ФНПР
На нынешнем этапе законопроект «О занятости» не является прорывным и просто закрепляет практику в области господдержки безработных, которая раньше регулировалась ведомственными актами, отмечает профессор Финансового университета при правительстве Александр Сафонов. Но и предложения ФНПР, по его мнению, противоречат базовой логике выплат пособий в России.
«Фактически профсоюзы просят вернуть систему страхования от безработицы, которая действовала до 2001 года. Но так как ее нет, выплата пособий осуществляется по принципу борьбы с бедностью, но никак не по принципу компенсации утраченной занятости. Поэтому в службу занятости россияне обращаются только в крайнем случае»,— поясняет Сафонов.
По состоянию на 4 февраля 2023 года численность зарегистрированных безработных составила 548 тыс., сообщила вице-премьер Татьяна Голикова. Это на 16 тыс. меньше, чем в начале года. Уровень зарегистрированной безработицы составляет менее 0,7%.
Зависимость размера пособий от стажа существует во многих странах Европы, и это вполне разумно, указывает старший научный сотрудник Института социального анализа и прогнозирования (ИНСАП) РАНХиГС Виктор Ляшок. Однако там размеры пособий сильно выше, чем в России. В результате люди с большим стажем с помощью пособия могут компенсировать до 50% утраченного заработка. В Россииже максимальный размер пособия компенсирует только четверть средней зарплаты. Поэтому если и привязывать сумму пособия к стажу, то только при условии роста самого размера выплат, считает Ляшок.
Несправедливость законопроекта заключается еще и в принципе предоставления услуг по дополнительному образованию, добавляет Сафонов. Их организация полностью завязана на службах занятости, хотя более эффективной былабы система образовательных сертификатов, которая активно применяется на Западе. Это позволилобы людям в индивидуальном режиме выбирать необходимые для перепрофилирования курсы и, как следствие, искать работу более результативно, заключает эксперт.
Авторы Теги Подпишись на VK РБК Получайте новости быстрее всех
Комментарии закрыты.