Все самое важное и интересное за последние сутки в сферах политики, экономики, общества и технологий. Также достижения спорта и культуры

Российский гений: чему Сергей Эйзенштейн научил Спилберга и Копполу

Содержание:

Российский гений: чему Сергей Эйзенштейн научил Спилберга и Копполу

МОСКВА, 22 янв — РИА Новости, Анна Нехаева. Он создал современный киноязык, предвосхитил компьютерную графику, дружил с Чаплиным и Диснеем, его цитировали в собственных картинах Фрэнсис Форд Коппола, Альфред Хичкок, Стивен Спилберг. Сергею Эйзенштейну исполняется 125 лет. О том, на что он шел ради съемок, — в материале РИА Новости.

Дворянин, не ставший архитектором

Выходец из богатой семьи и единственный наследник, Эйзенштейн с ранних лет увлекался фотографией, рисованием комиксов и карикатур. Учился в Петроградском институте гражданских инженеров, состоял в милицейской Нарвской части, откуда его призвали на военную службу. В 1918-м вступил в Красную армию, где строил укрепления, работал техником-строителем, но одновременно играл в спектаклях и ставил их самостоятельно, создавал эскизы декораций. С детства его готовили к карьере архитектора, однако позже он сам говорил: «революция сделала меня художником».

"Я бы никогда не "расколотил" традиции — от отца к сыну — в инженеры. Задатки, желания были, но только революционный вихрь дал мне основное — свободу самоопределения", — писал режиссер в автобиографии.

Российский гений: чему Сергей Эйзенштейн научил Спилберга и Копполу

Эйзенштейн читает лекцию студентам ВГИКа

В кино Эйзенштейн начал с перемонтажа картины Фрица Ланга «Доктор Мабузе, игрок» — в СССР так часто делали с зарубежными кинолентами. В Союзе фильм вышел под названием «Позолоченная гниль».

Первый самостоятельный эксперимент режиссера — новаторская картина «Стачка» 1924 года. Она сразу получила приз на Всемирной выставке в Париже, хотя в России ее приняли неоднозначно.

Российский гений: чему Сергей Эйзенштейн научил Спилберга и Копполу

Российский гений: чему Сергей Эйзенштейн научил Спилберга и Копполу

Кстати, некоторые теоретики кино видят в этом фильме прототип волшебных объявлений из фильмов о «Гарри Поттере». Вероятно, из-за того, какую роль играли газетные вырезки и объявления в ленте Эйзенштейна.

Российский гений: чему Сергей Эйзенштейн научил Спилберга и Копполу

Российский гений: чему Сергей Эйзенштейн научил Спилберга и Копполу

Российский гений: чему Сергей Эйзенштейн научил Спилберга и Копполу

Революционер-новатор

Фильм-легенда, сделавший мастера знаменитым (его собственные слова), — госзаказ к 20-летию революции 1905 года. «Броненосец «Потемкин» снимали без декораций и знаменитых актеров (многие артисты шутили, что теперь они никому не нужны).

Российский гений: чему Сергей Эйзенштейн научил Спилберга и Копполу

Кадр из фильма «Броненосец Потемкин»

Картину не собирались выпускать в прокат, ее делали для показа в клубах и на лекциях. Фильм создавали в сжатые сроки, в Ленинграде из-за туманов не удалось реализовать многое из задуманного, а в Одессе снимали на броненосце — складе плавучих мин.

Но все себя оправдало: после официальной премьеры в Большом театре стало ясно, что 27-летний режиссер придумал и воплотил нечто новаторское — то, что прежде не удавалось никому.

Неожиданные метафоры, необычная композиция кадра, яркий монтажный ритм — все это обеспечило картине успех во всем мире. «Броненосцу» присуждали награды, критики признавали его лучшим фильмом всех времен и народов. И до сих пор включают в рейтинги шедевров кино.

Российский гений: чему Сергей Эйзенштейн научил Спилберга и Копполу

Кадр из фильма «Броненосец «Потемкин»

Чарли Чаплин назвал «Потемкина» лучшей картиной в мире, а основатель и первый президент Американской академии киноискусства Дуглас Фэрбенкс говорил, что просмотр ленты стал самым сильным и глубоким переживанием в его жизни.

Знаменитой стала сцена расстрела на Потемкинской лестнице — та самая, где есть кадр с катящейся коляской. Эпизод неоднократно цитировали — Коппола в «Крестном отце», Терри Гиллиам в «Бразилии», Брайан де Пальма в «Неприкасаемых».

Российский гений: чему Сергей Эйзенштейн научил Спилберга и Копполу

Российский гений: чему Сергей Эйзенштейн научил Спилберга и Копполу

Российский гений: чему Сергей Эйзенштейн научил Спилберга и Копполу

Российский гений: чему Сергей Эйзенштейн научил Спилберга и Копполу

Среди других примеров — «Гуд бай, Ленин!» Вольфганга Беккера и даже мультсериал «Симпсоны». В игре со светом в картине «Список Шиндлера» Стивена Спилберга явно чувствуется влияние картин Эйзенштейна, а Хичкок учился у российского мастера в работе с саспенсом.

Кстати, в завершающем трилогию («Стачка», «Броненосец «Потемкин») фильме «Октябрь» Эйзенштейн продолжил смелые эксперименты: впервые показал Владимира Ленина в художественном кино. Так режиссер положил начало «кинолениане» — всем фильмам, посвященным вождю пролетариата.

Российский гений: чему Сергей Эйзенштейн научил Спилберга и Копполу

Российский гений: чему Сергей Эйзенштейн научил Спилберга и Копполу

Друг Чаплина и Диснея

После оглушительного успеха «Потемкина» Эйзенштейн получил от Сталина разрешение показать фильм миру. В течение трехлетней поездки он выступал с лекциями во всех крупных европейских столицах, знакомился со знаменитыми деятелями искусства — его работами восхищались Жан Кокто, Марлен Дитрих, Теодор Драйзер, Уолт Дисней.

Российский гений: чему Сергей Эйзенштейн научил Спилберга и Копполу

Сергей Эйзенштейн в Нью-Йорке

В Голливуде советский режиссер заключил контракт с Paramount на экранизацию романа Драйзера «Американская трагедия» (проект не реализовали), в Латинской Америке снимал картину «Да здравствует Мексика!» (фильм не закончили), написал несколько сценариев.

Успех российского гения за рубежом встревожил советские власти — Эйзенштейну отправили телеграмму с информацией о необходимости вернуться в СССР.

Читать также:  В Москве закрыли музеи Третьяковки по техническим причинам

Российский гений: чему Сергей Эйзенштейн научил Спилберга и Копполу

Российский гений: чему Сергей Эйзенштейн научил Спилберга и Копполу

Российский гений: чему Сергей Эйзенштейн научил Спилберга и Копполу

В Россию режиссер приехал во многом другим человеком. Его будущим ученикам повезло: они знакомились с творческим методом новатора и узнавали о работах зарубежных коллег.

У Эйзенштейна получилось создать особенную школу, но он не требовал, чтобы студенты были «эйзенштейнятами» и копировали его. У всех его учеников свой стиль — достаточно назвать имена Михаила Швейцера, Владимира Венгерова, Станислава Ростоцкого, Эльдара Рязанова.

Российский гений: чему Сергей Эйзенштейн научил Спилберга и Копполу

Российский гений: чему Сергей Эйзенштейн научил Спилберга и Копполу

Российский гений: чему Сергей Эйзенштейн научил Спилберга и Копполу

Рыцари как прообразы орков

Чтобы реабилитировать себя из-за «отрыва от советской реальности», Эйзенштейну после возвращения нужно было снять нечто духоподъемное.

Восстановит репутацию мастера «Александр Невский» — настоящее советское фэнтези. Режиссеру предложили сюжеты и героев из русской истории на выбор: Минина и Пожарского, Ивана Сусанина и Невского.

Российский гений: чему Сергей Эйзенштейн научил Спилберга и Копполу

Артист Николай Черкасов в фильме «Иван Грозный»

При этом сам мастер пытался предложить Гражданскую войну в Испании, «расовую проблему», но одобрения на киностудиях не получил. И выбрал Невского.

"Как я сделаю, так оно и будет", — говорил потом постановщик, ведь о той эпохе сохранилось немного сведений.

Задачей Эйзенштейна было показать, что Невский — не эксплуататор трудового крестьянства и пролетариата, а великий воин.

Сценарий несколько раз переписывали, Ледовое побоище из-за сжатых сроков снимали летом, а костюм героя создавали по копии древних доспехов из Эрмитажа.

Российский гений: чему Сергей Эйзенштейн научил Спилберга и Копполу

Российский гений: чему Сергей Эйзенштейн научил Спилберга и Копполу

Успех был ошеломительным как в России (в новогоднюю ночь в столице многие облачились в маскарадные костюмы Невского), так и за рубежом. Фильм показывали в Белом доме, Рузвельт тепло о нем отзывался.

Интересно, что после подписания пакта Молотова — Риббентропа «Невского» из-за политкорректности изъяли из кинотеатров, а с началом Великой Отечественной войны вернули в прокат.»Я вошел в зал в середине картины, прямо перед Ледовым побоищем, был поражен тем, что увидел и услышал: яростные духовые в партитуре Прокофьева произвели на меня такое впечатление, что я пошел и купил все записи его произведений, какие только смог найти», — вспоминал Мартин Скорсезе спустя годы после просмотра картины.

Российский гений: чему Сергей Эйзенштейн научил Спилберга и Копполу

Новгородское вече

«Александр Невский» повлиял и на будущие исторические фильмы, и на фэнтези — на картину «Конан-варвар», даже на «Звездные войны». И еще один интересный факт: орки из мультфильма 1978 года «Властелин колец» созданы Эйзенштейном. Точнее, срисованы с изображений тевтонских рыцарей с помощью фотоперекладки или ротоскопирования.

«Невский» — пример того, как социально-политическую повестку прошлого переносят в современный контекст. Темы и проблемы героев оказываются неожиданно актуальными. Такой прием сейчас используют во многих американских и российских проектах.

Российский гений: чему Сергей Эйзенштейн научил Спилберга и Копполу

Российский гений: чему Сергей Эйзенштейн научил Спилберга и Копполу

Кстати, за этот фильм режиссера наградили орденом Ленина и дали звание доктора искусствоведения (хотя никакую диссертацию Эйзенштейн не защищал).

Историческое полотно

"Фильм Эйзенштейна "Иван Грозный", который я увидел после Второй мировой войны, представляется мне высшим достижением в жанре исторических фильмов, — признавался Чарли Чаплин. — Эйзенштейн трактует историю поэтически, а это, на мой взгляд, превосходнейший метод ее трактовки".

Российский гений: чему Сергей Эйзенштейн научил Спилберга и Копполу

Съемки фильма «Иван Грозный»

Историческая биография в первой части доносила мысль о борьбе за русское царство, во второй — поднимала вопрос трагедии власти и одиночества («един, но один»).

После первой серии Эйзенштейн получил Сталинскую премию и приз на фестивале в Локарно. Фильм был снят «на века» во всех смыслах — даже костюм Грозного позднее использовали в фильме «Иван Васильевич меняет профессию».

Но вторую часть раскритиковала партия (якобы Грозный показан безвольным, как Гамлет, а опричники — шайкой дегенератов).

Эйзенштейн переживал, добивался аудиенции в правительстве. Встретившись со Сталиным, Молотовым и Ждановым, режиссер выслушал претензии и получил конкретные рекомендации по правкам. Но переснять вторую часть не успел из-за болезни, а затем и кончины. Продолжение эпоса о Грозном, отвергнутое Сталиным, вышло в прокат лишь в 1958-м.

Российский гений: чему Сергей Эйзенштейн научил Спилберга и Копполу

Российский гений: чему Сергей Эйзенштейн научил Спилберга и Копполу

Несмотря на все сложности и идеологические дилеммы, влияние и вклад Эйзенштейна в киноискусство едва ли можно измерить. Чего стоит только типология монтажа, созданная им и ставшая затем азбукой кино. Многие упрекают режиссера в формализме и пропаганде, но при этом цитируют, учатся и подражают ему до сих пор.

Комментарии закрыты.