Содержание:
МОСКВА, 5 июн — РИА Новости. Художники и писатели любят работать с темой страха: сейчас в столичном «ГЭС-2» демонстрируется экспозиция «Чародеи», в 2022 году в Москве и Санкт-Петербурге прошла выставка «Явь и Навь», а книжные магазины полны хорроров и мистических фэнтези. Чего боялись русские с давних времен — в материале РИА Новости.
Дети, баня и птица на голове
Страх за детей, с которыми может «что-то случиться», в 2023-м у россиян на первом месте, сообщает РБК. Корни здесь древние — в славянской мифологии много младенцев и подростков, которые погибают и возвращаются в мир безобразной нежитью.
Например, игоша — нежеланный ребенок, умерший без крещения и похороненный не на кладбище. Предки представляли его младенцем без рук и ног, но с очень громким голосом. Кстати, в знаменитой компьютерной игре «Ведьмак» игоша — отвратительное чудовище, которое крайне сложно победить.
Сцена из спектакля «Колобок» Санкт-Петербургского Большого театра кукол
Кстати, Колобок не имел ни рук, ни ног, но умел очень звонко петь. Другой сказкой о потустороннем ребенке Баркова называет «Снегурочку».
У предков были еще две оригинальных фобии — страх бани и кукушек. Баню считали местом нечистым, куда нельзя приходить после полуночи. Люди оставляли там грязь, а перед входом снимали крест. Там гадали и рожали.
Кукушка
Существовало поверье, что кукушка может сделать человека безумным, если сядет ему на голову. Страх этот давно забыт, но фразу «кукуха слетела» в русском языке используют до сих пор.
Три генеральных страха
Автор городского фэнтези Надя Сова выделяет три базовых и вечных страха.
«
"Это смерть, голод и забвение. Люди боятся того, что не могут контролировать. Кикимора, игоша, домовой — все они иллюстрируют смерть. Куда ни посмотри, все упирается в попытки победить ее или хотя бы сделать союзником, а не врагом. Сейчас страх голода почти не беспокоит, он еще остался, но точечно. Куда больше люди боятся забвения, пытаются оставить какой-то след, хотя бы в тех же соцсетях", — говорит писательница.
К этим базовым страхам добавляются новые, отмечает Сова.
Боязнь болезней
Фото с выставки «Антология хтони»
Художница, куратор, декан колледжа журналистики и издательского дела МКИК Евгения Стерлягова в соавторстве с Женей Шарвиной создала большой выставочный проект «Антология русской хтони» — более 40 художников работали с темой пугающего, жуткого.«
"Тут встречались и русалки, и оборотни, черные мухоморы, различные гости из мира нави. Подтекстом читался страх войн, апокалипсиса, разрозненности и потери корней, страх потери контроля над повседневностью, обнищания в глобальном смысле слова", — отмечает Стерлягова.
Страх потери контроля, утраты воли прослеживается в медиаработе художника Михаила Максимова New Game Is Over (выставка «Чародеи») — это компьютерная игра, дурной сон, из которого выйти нельзя, но можно сделать только хуже. Центральный образ — бьющаяся в конвульсиях марионетка, за которой без всякой жалости наблюдают некие люди.
Еще один страх — потеря границ. Его можно прочесть в работе художника Славы Нестерова «Торот». Фактически это огромная настенная раскраска по мотивам русских сказок в стиле иллюстраций Ивана Билибина, где очертания человеческих фигур переходят в силуэты невиданных растений и животных.
Боязнь болезней после пандемии только усилилась. Проект «Кабинет редкостей» художника Руслана Поланина демонстрирует не только ритуальные фигурки демонов и божков, языческие алтари, но и огромные споры грибов, мох и почву, которая стала вместилищем бактерий и опасных микроорганизмов.
Может казаться, что новые технологии должны уничтожить ужас человека перед природой и неведомым. Но наоборот. Инсталляция Birch медиахудожника Надежды Бахшиевой и композитора Анны Поспеловой посвящена экспериментам секретной лаборатории, которая оживляет русалок.
Пусть приходит серенький волчок
Поэт Александр Блок говорил: «Мир страшен — напиши об этом». Попытка осмыслить ужас через творчество — вид психотерапии.
«
"Тьма — невежество или заблуждение. Потаенный ужас, страх смерти, подземные хтонические боги — то, чего должны бояться все "живые и мыслящие". Искусство может приоткрыть тайну, сделав задачу понятнее, обыденнее. И в итоге — скучнее, что, в свою очередь, совсем нивелирует страх", — уверен художник Юрий Отинов.
Комментарии закрыты.