Все самое важное и интересное за последние сутки в сферах политики, экономики, общества и технологий. Также достижения спорта и культуры

Доходы регионов от управления финансовой подушкой резко выросли

Регионы заработали в разы больше на размещении своих денежных запасов, чем в 2021-м В первом полугодии 2022 года в бюджеты субъектов России было зачислено 85,1 млрд руб. в качестве доходов от управления остатками бюджетных средств на казначейском счете. Это в два раза больше суммы за весь 2021 год


                    Доходы регионов от управления финансовой подушкой резко выросли

В январе—июне 2022 года доходы субъектов России от управления остатками бюджетных средств, размещенных на едином казначейском счете, достигли 85,1 млрд руб. Об этом говорится в презентации главы Федерального казначейства Романа Артюхина (есть у РБК), которая была продемонстрирована на семинаре Минфина с регионами в середине июля. Этот результат более чем в два раза превосходит аналогичные доходы региональных бюджетов за весь 2021 год, составившие 37,2 млрд руб.

Наибольшую выгоду от управления бюджетными остатками в первой половине 2022 года получили Московская область (6,14 млрд руб.— 0,7% от запланированного в 2022-м совокупного объема доходов ее бюджета), Челябинская область (4,89 млрд, или 2,2% доходов), Ханты-Мансийский автономный округ (4,57 млрд, или 1,7%). Меньше других заработали Омская область (1,2 млн руб., или 0,001% доходов), Магаданская область (4,4 млн, или 0,009%) и Ульяновская область (32 млн, или 0,04%).


                    Доходы регионов от управления финансовой подушкой резко выросли

Увеличить доходы за счет управления бюджетными остатками удалось и федеральному бюджету. За полгода поступления составили 137,1 млрд руб., что в полтора раза превышает их объем в 2021 году. Таким образом, совокупный доход бюджетов от управления остатками составил 222,2 млрд, следует из материалов Казначейства.

Общий объем бюджетных остатков в Казначействе по состоянию на 1 июля 2022 года достиг 5,48 трлн руб. (включая 1,7 трлн средств региональных и муниципальных бюджетов). Основная часть этих средств была размещена по договорам РЕПО и на депозитах в коммерческих банках— 2,66 трлн и 1,9 трлн руб. соответственно.

РБК направил запрос в Федеральное казначейство.

С 1 января 2021 года в России заработала система казначейских платежей— проект, который Федеральное казначейство постепенно реализовывало с 2013 года. Система предполагает открытие в ЦБ единого казначейского счета для всей бюджетной системы, включая бюджеты субъектов и государственных внебюджетных фондов страны.

Резкий рост доходов от управления бюджетными остатками объясняется несколькими причинами, отметил директор Центра региональной политики РАНХиГС Владимир Климанов. В первую очередь увеличением ключевой ставки ЦБ, за которой последовали ставки по депозитам, а также рекордным объемом остатков на счетах, констатировал он. Средняя ключевая ставка в период с начала года по 24 июля равна 12,9%— против 5,7% в среднем за 2021 год, следует из данных ЦБ (.pdf).

Читать также:  Отраслевые ассоциации ФРГ спрогнозировали спад производства в 2023 году


                    Доходы регионов от управления финансовой подушкой резко выросли


                    Доходы регионов от управления финансовой подушкой резко выросли

«На 2021 год был принят более пессимистичный бюджет, чем оказалось на деле (со сжатыми расходами и консервативным прогнозом доходов), в результате чего в 2022 год регионы вошли с большим превышением доходов над выполненными обязательствами»,— констатировал Климанов. Кроме того, фактором роста поступлений могло стать и улучшение администрирования.

С влиянием администрирования согласились и сами регионы. Так, в министерстве финансов Челябинской области пояснили, что переход на централизованное размещение средств, которым сейчас занимается Казначейство, а не сами регионы, оказался эффективнее и выгоднее. Там отметили, что допдоходы, полученные регионом от размещения бюджетных средств, направляются на решение социально значимых задач. «В текущих геополитических условиях эти деньги, безусловно, хорошее подспорье для области»,— пояснили в ведомстве. РБК направил запросы и другим лидерам по доходам от управления остатками— Московской области и ХМАО.

При этом в дальнейшем результаты врядли будут такимиже позитивными, предупредил Климанов. «Существуют разные прогнозы, однако в целом ожидания скорее пессимистичные. Рост доходов субъектов затормозится, и будет происходить он за счет инфляции и благоприятной конъюнктуры в некоторых секторах. Результаты начала 2022 года не будут превзойдены, и остатки будут скорее проедаться, чем накапливаться»,— полагает Климанов. Банк России прогнозирует, что средний размер ключевой ставки в оставшийся период 2022 года составит 7,4–8%.

По состоянию на 1 марта 2022 года (наиболее актуальные сводные данные, находящиеся в открытом доступе, с тех пор статистика перестала публиковаться Казначейством) доходы консолидированных бюджетов субъектов составили 1,97 трлн руб. с ростом на 31% к аналогичному периоду прошлого года, в то время как расходы были профинансированы в объеме 1,92 трлн руб. с ростом на 2%.

Авторы Теги Подпишись на VK РБК Получайте новости быстрее всех


                    Доходы регионов от управления финансовой подушкой резко выросли

Комментарии закрыты.