Все самое важное и интересное за последние сутки в сферах политики, экономики, общества и технологий. Также достижения спорта и культуры

Долгое путешествие: как Малевич и Кандинский вернулись из Сеула

Содержание:

Долгое путешествие: как Малевич и Кандинский вернулись из Сеула

МОСКВА, 14 мая — РИА Новости, Анна Нехаева. Малевич и Кандинский вряд ли предполагали, какими сложными путями их шедевры будут возвращаться в Россию с зарубежных выставок. «Супрематизм» и «Серый овал» наконец доставили в Москву из Южной Кореи. О том, что этому препятствовало, когда ждать произведений Фаберже из Лондона и как обстоят дела с международной музейной деятельностью, — в материале РИА Новости.

Южнокорейский вояж

Выставка «Малевич, Кандинский, Родченко и русский авангард: искусство революции» открылась в Сеуле 5 января. Около 75 произведений прибыло в Южную Корею из музеев Екатеринбурга, Нижнего Новгорода, Красноярска и Владивостока. В экспозицию в числе прочих вошли работы Кончаловского, Гончарова, Лентулова, Фалька.

Завершилась выставка 17 апреля, но шедевры вернулись в Москву почти месяц спустя, заставив поволноваться. Хотя причиной стали только «изменения в логистических цепочках».

Долгое путешествие: как Малевич и Кандинский вернулись из Сеула

Малевич, Кандинский, Родченко и русский авангард: искусство революции

"Все шло по плану, просто мы попали в ситуацию, связанную с санкциями, и нужно было найти в новой юридической реальности необходимые механизмы, которые бы обеспечивали возвращение российских предметов культуры на родину, — пояснил спецпредставитель президента России по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой. — К счастью, понимание этих механизмов есть".

В Екатеринбургском музее изобразительных искусств, который был организатором южнокорейской выставки, рассказали, что из Сеула произведения сперва доставили в столицу.

Долгое путешествие: как Малевич и Кандинский вернулись из Сеула

Малевич, Кандинский, Родченко и русский авангард: искусство революции

"Экспонаты прибыли в Москву (в пятницу, 13 мая. — Прим. ред.), после таможни их отправят в регионы, — отметил директор Екатеринбургского музея Никита Корытин. — Когда экспонаты вернутся, их ждет плановая реставрация. К 300-летию города в 2023-м наш музей рассчитывает создать постоянную экспозицию, посвященную русскому художественному авангарду 1910-1920 годов".

На следующей неделе в музее планируют провести церемонию распаковки ящиков с артефактами.

Другие региональные собрания, предоставившие экспонаты на выставку в Сеуле, тоже собираются показать распаковку работ на собственных площадках, но пока не называют точные даты. Это связано не только с логистическими нюансами, но и с вопросами безопасности шедевров.

Долгое путешествие: как Малевич и Кандинский вернулись из Сеула

Долгое путешествие: как Малевич и Кандинский вернулись из Сеула

Долгое путешествие: как Малевич и Кандинский вернулись из Сеула

Не первый случай

«Сеульское возвращение» не первое. Российские артефакты из разных собраний показывали и в европейских музеях.

Долгое путешествие: как Малевич и Кандинский вернулись из Сеула

Хранитель фонда творчества Рерихов Сергей Фролов и художник-реставратор отдела научной реставрации Ирина Соловьева принимают картину художника Николая Рериха «Заратустра» в Государственном музее Востока в Москве

«Последние два месяца идет системная серьезная работа, которая направлена на возвращение культурных ценностей, находящихся на выставках в разных государствах, в Россию. Она практически близка к завершению, — рассказал Швыдкой. — Возвращение экспонатов, представленных на выставке в Сеуле, — один из завершающих эпизодов в этой работе».

Несмотря на то, что российских шедевров за границей в рамках выставочных проектов практически не осталось, международное культурное сотрудничество продолжится.

Долгое путешествие: как Малевич и Кандинский вернулись из Сеула

Специальный представитель президента Российской Федерации по международному культурному сотрудничеству и художественный руководитель Московского театра мюзикла Михаил Швыдкой

Читать также:  Астролог составил любовный гороскоп на май

"Это не означает, что Россия закрывается от международных контактов, — подчеркнул Швыдкой. — Мир велик, востребованность в экспонатах и выставках из России высокая".

В то же время, по его мнению, важно с осторожностью выбирать страны, куда будут направлять предметы искусства.

«Нужно добиваться гарантий возвращения, которые необходимы, чтобы не возникало никаких вопросов по поводу дальнейшей выставочной деятельности», — считает Швыдкой.

Долгое путешествие: как Малевич и Кандинский вернулись из Сеула

Сотрудники Государственной Третьяковской галереи в Москве принимают картины, возвращенные после выставок в Италии и Японии

Фаберже на связи

С новой реальностью столкнулись и музеи Московского Кремля. В начале весны там готовили проект, посвященный дуэлям, при участии собраний Франции, Великобритании, Австрии, Испании. Но зарубежные партнеры отозвали свои экспонаты.

Несмотря на это, музеи Кремля 13 мая открыли выставку «Дуэль. От Божьего суда до благородного преступления». На ней представлены уникальные предметы из российских музеев.

Долгое путешествие: как Малевич и Кандинский вернулись из Сеула

Пасхальное яйцо «Московский Кремль» на выставке «Фаберже в Лондоне: от романтики до революции»

Одновременно музеи Кремля ждут возвращения из Великобритании произведений Фаберже, которые показывали в рамках выставки «Фаберже в Лондоне: от романтики до революции» в Музее Виктории и Альберта, прошедшей с ноября 2021-го по май 2022-го.

По словам директора департамента международной и выставочной деятельности музеев Кремля Екатерины Караваевой, драгоценности Фаберже приедут в Москву в ближайшие дни.

Долгое путешествие: как Малевич и Кандинский вернулись из Сеула

Фрагмент экспозиции «Фаберже в Лондоне: от романтики до революции» в Музее Виктории и Альберта

"Ситуацию воспринимают с большой грустью, поскольку, к сожалению, так устроено, что музеи, библиотеки и архивы в подобных ситуациях не имеют собственной воли, — отметила Караваева. — Решения принимают правительства стран, через министерства культуры их спускают музеям, которые вынуждены подчиниться".

По ее словам, сейчас все живут «в напряженной ситуации, но европейские коллеги готовы возобновить партнерство с нами, как только политическая ситуация стабилизируется».

Долгое путешествие: как Малевич и Кандинский вернулись из Сеула

Выставка «Дуэль. От Божьего суда до благородного преступления»

Уже приехали

Не так штатно, как из Сеула, возвращались в Россию экспонаты из других стран: в частности, задержание на выезде из Финляндии озадачило музейщиков.

В апреле грузовики с картинами из собраний Эрмитажа, Третьяковки, музея «Абрамцево», ГМИИ и Музея Востока остановили на финской границе. Но Еврокомиссия быстро дала разъяснение, что экспонаты не попадают в санкционный перечень, и недоразумение вскоре разрешили.

Долгое путешествие: как Малевич и Кандинский вернулись из Сеула

Долгое путешествие: как Малевич и Кандинский вернулись из Сеула

Долгое путешествие: как Малевич и Кандинский вернулись из Сеула

В Музей Востока вернулись полотна «Приказ Учителя», «Ведущая» и «Заратустра» с проекта «Форма бесконечности» Музея современного искусства «Каза Каваццини» в Италии. А ГМИИ получил обратно «Даму в белом» Поля Элле после показа в городском музее Тиба (Япония) на выставке, посвященной влиянию японской культуры на европейскую.

Долгое путешествие: как Малевич и Кандинский вернулись из Сеула

Долгое путешествие: как Малевич и Кандинский вернулись из Сеула

Не менее громким было возвращение шедевров Эрмитажа, ГМИИ и ГТГ с выставки «Коллекция Морозовых. Иконы современного искусства» в фонде Louis Vuitton в Париже. Их доставляли в Россию пятнадцатью рейсами. Транспортировка картин, графических работ и скульптур длилась почти 20 дней.

Комментарии закрыты.