Все самое важное и интересное за последние сутки в сферах политики, экономики, общества и технологий. Также достижения спорта и культуры

Машина времени в Третьяковке: почему надо идти на «Лики модерна»

Машина времени в Третьяковке: почему надо идти на "Лики модерна"

МОСКВА, 16 апр — РИА Новости, Анна Нехаева. Новая выставка в Третьяковской галерее посвящена русскому модерну. Портреты Шаляпина и Ахматовой соседствуют с рекламными плакатами и афишами костюмных вечеринок, графикой и скульптурой. О том, в чем актуальность экспозиции и почему она всем понятна, — в материале РИА Новости.

Случай со звездой

Самый звездный сюжет на выставке — картина, мимо которой невозможно пройти: портрет Шаляпина в роли Олоферна кисти Александра Головина.

Художник написал знаменитого певца в образе героя из оперы Александра Серова «Юдифь», которая шла в Мариинском театре. Интересна история создания полотна.

Однажды после спектакля Шаляпин в гриме поднялся в мастерскую Головина над сценой Мариинки. Там накрыли столы — певец никогда не посещал друзей в одиночестве, его сопровождали свита и друзья, которые произносили тосты, исполняли романсы. Пока они пировали, художник и модель работали над портретом.

Машина времени в Третьяковке: почему надо идти на "Лики модерна"

Посетители на выставке «Лики модерна» в Инженерном корпусе Третьяковской галереи в Москве

"Картину создали за одну ночь, — рассказывает куратор Надежда Мусянкова. — На портрете заметны стремительные мазки, ведь художник очень торопился".

Отголоски Климта и Мухи

«Лицо» выставки — работа кисти Горюшкина-Сорокопудова «Листопад. Портрет В. В. Иссинской». По стилистике картину можно сравнить с полотнами Густава Климта: Варвара Иссинская изображена в профиль в окружении вихря из золотых, красных и желтых листьев. Сразу вспоминается золотой период австрийского мастера.

Машина времени в Третьяковке: почему надо идти на "Лики модерна"

Девушка на выставке «Лики модерна» в Инженерном корпусе Третьяковской галереи в Москве

Отголоски работ западных художников — в произведениях Федора Боткина, которого сравнивают с Альфонсом Мухой. Боткин много работал в Европе, поэтому не перенимал отечественных традиций модерна. Но после его смерти все наследие перевезли в Россию.

Он был в родстве с семьей Третьяковых, и несколько произведений вошли в состав коллекции ГТГ. Показанные в экспозиции «Женский силуэт», «Вечер на берегу озера» выполнены в ярких и сочных красках, при этом художник сделал акцент на пластичности фигур и естественных позах.

Машина времени в Третьяковке: почему надо идти на "Лики модерна"

Девушка фотографирует картину художника Александра Головина «Портрет В. И. Кузы»

Лучше всего передают атмосферу времени портреты — Николая Гумилева и Анны Ахматовой художницы Ольги Делла-Вос-Кардовской, певицы Валентины Кузы и поэта Михаила Кузьмина кисти Головина. Персонажей узнаешь сразу — даже когда они изображены в театральных костюмах.

Читать также:  В мастер-плане Якутска определили место строительства кинопавильона

Балы и маскарады

Машина времени в Третьяковке: почему надо идти на "Лики модерна"

Плакаты, представленные на выставке «Лики модерна» в Инженерном корпусе Третьяковской галереи в Москве

Витязи, царевны, казаки и утонченные барышни рекламируют разные товары, услуги и мероприятия на плакатах эпохи модерна. Этому направлению отведен большой зал.

"Это как машина времени, — отмечает хранитель отдела графики XVIII — начала XX века Елизавета Горелышева. — Не нужно иметь искусствоведческое образование. Здесь погружаешься в ту эпоху: понимаешь, какие проходили художественные или автомобильные выставки, балы, карнавалы, что было тогда популярно и модно".

Машина времени в Третьяковке: почему надо идти на "Лики модерна"

Афиша спектакля «Мученичество святого Себастьяна», представленная на выставке «Лики модерна» в Инженерном корпусе Третьяковской галереи в Москве

Плакаты должны были просвещать, воспитывать эстетический вкус потребителя и зрителя. Среди авторов — известные имена: Бакст, Сомов, Судейкин, Лансере.

Одна из самых больших работ — авторства Льва Бакста. Это плакат, выполненный мастером, к постановке «Мученичество Святого Себастьяна» 1911 года в Париже. Шесть внушительных фигур облачены в яркие одежды, привлекающие взгляд.

"Особенность таких именитых мастеров, как Бакст, в том, что они не ориентировались на вкусы публики, а продвигали собственный художественный язык, — поясняет Горелышева. — Плакаты, по сути, это эскизы его костюмов".

Машина времени в Третьяковке: почему надо идти на "Лики модерна"

Мужчина на выставке «Лики модерна» в Инженерном корпусе Третьяковской галереи в Москве

К тому времени он уже стал популярным художником, весь Париж был в восторге от Дягилева и его «Русских сезонов», для которых Бакст создал множество работ. Афиши в стиле эскизных набросков подчеркивали уникальность его стиля.

Самые красочные — афиши илюстрированного журнала «Нива», где печатались Толстой, Чехов, Тютчев, Фет, Блок, Есенин. Это своеобразный архив времяпрепровождения россиян на рубеже XIX-XX веков.

До революции тираж «Нивы» достигал 240 тысяч экземпляров. В 1904-м по числу подписчиков в мире издание уступало только Illustrated London News. Рисовать обложки считали престижным занятием.

Машина времени в Третьяковке: почему надо идти на "Лики модерна"

Девушка на выставке «Лики модерна» в Инженерном корпусе Третьяковской галереи в Москве

Плакат спектакля московского кабаре «Летучая мышь» напоминает афишу современного боевика. Реклама гастролей оперной певицы выглядит как витрина модного магазина. А приглашение на базар «Праздник цветов» дает фору любому блокбастеру по динамике и количеству деталей.

Модерн был эпохой экспериментов, увлечения Древней Грецией, Ренессансом, Востоком, теософией или фольклорными мотивами. А романтический оптимизм и философские размышления того времени актуальны и сейчас.

Комментарии закрыты.