МОСКВА, 16 апр — РИА Новости, Анна Нехаева. Новая выставка в Третьяковской галерее посвящена русскому модерну. Портреты Шаляпина и Ахматовой соседствуют с рекламными плакатами и афишами костюмных вечеринок, графикой и скульптурой. О том, в чем актуальность экспозиции и почему она всем понятна, — в материале РИА Новости.
Случай со звездой
Самый звездный сюжет на выставке — картина, мимо которой невозможно пройти: портрет Шаляпина в роли Олоферна кисти Александра Головина.
Художник написал знаменитого певца в образе героя из оперы Александра Серова «Юдифь», которая шла в Мариинском театре. Интересна история создания полотна.
Однажды после спектакля Шаляпин в гриме поднялся в мастерскую Головина над сценой Мариинки. Там накрыли столы — певец никогда не посещал друзей в одиночестве, его сопровождали свита и друзья, которые произносили тосты, исполняли романсы. Пока они пировали, художник и модель работали над портретом.
Посетители на выставке «Лики модерна» в Инженерном корпусе Третьяковской галереи в Москве
"Картину создали за одну ночь, — рассказывает куратор Надежда Мусянкова. — На портрете заметны стремительные мазки, ведь художник очень торопился".
Отголоски Климта и Мухи
«Лицо» выставки — работа кисти Горюшкина-Сорокопудова «Листопад. Портрет В. В. Иссинской». По стилистике картину можно сравнить с полотнами Густава Климта: Варвара Иссинская изображена в профиль в окружении вихря из золотых, красных и желтых листьев. Сразу вспоминается золотой период австрийского мастера.
Девушка на выставке «Лики модерна» в Инженерном корпусе Третьяковской галереи в Москве
Отголоски работ западных художников — в произведениях Федора Боткина, которого сравнивают с Альфонсом Мухой. Боткин много работал в Европе, поэтому не перенимал отечественных традиций модерна. Но после его смерти все наследие перевезли в Россию.
Он был в родстве с семьей Третьяковых, и несколько произведений вошли в состав коллекции ГТГ. Показанные в экспозиции «Женский силуэт», «Вечер на берегу озера» выполнены в ярких и сочных красках, при этом художник сделал акцент на пластичности фигур и естественных позах.
Девушка фотографирует картину художника Александра Головина «Портрет В. И. Кузы»
Лучше всего передают атмосферу времени портреты — Николая Гумилева и Анны Ахматовой художницы Ольги Делла-Вос-Кардовской, певицы Валентины Кузы и поэта Михаила Кузьмина кисти Головина. Персонажей узнаешь сразу — даже когда они изображены в театральных костюмах.
Балы и маскарады
Плакаты, представленные на выставке «Лики модерна» в Инженерном корпусе Третьяковской галереи в Москве
Витязи, царевны, казаки и утонченные барышни рекламируют разные товары, услуги и мероприятия на плакатах эпохи модерна. Этому направлению отведен большой зал.
"Это как машина времени, — отмечает хранитель отдела графики XVIII — начала XX века Елизавета Горелышева. — Не нужно иметь искусствоведческое образование. Здесь погружаешься в ту эпоху: понимаешь, какие проходили художественные или автомобильные выставки, балы, карнавалы, что было тогда популярно и модно".
Афиша спектакля «Мученичество святого Себастьяна», представленная на выставке «Лики модерна» в Инженерном корпусе Третьяковской галереи в Москве
Плакаты должны были просвещать, воспитывать эстетический вкус потребителя и зрителя. Среди авторов — известные имена: Бакст, Сомов, Судейкин, Лансере.
Одна из самых больших работ — авторства Льва Бакста. Это плакат, выполненный мастером, к постановке «Мученичество Святого Себастьяна» 1911 года в Париже. Шесть внушительных фигур облачены в яркие одежды, привлекающие взгляд.
"Особенность таких именитых мастеров, как Бакст, в том, что они не ориентировались на вкусы публики, а продвигали собственный художественный язык, — поясняет Горелышева. — Плакаты, по сути, это эскизы его костюмов".
Мужчина на выставке «Лики модерна» в Инженерном корпусе Третьяковской галереи в Москве
К тому времени он уже стал популярным художником, весь Париж был в восторге от Дягилева и его «Русских сезонов», для которых Бакст создал множество работ. Афиши в стиле эскизных набросков подчеркивали уникальность его стиля.
Самые красочные — афиши илюстрированного журнала «Нива», где печатались Толстой, Чехов, Тютчев, Фет, Блок, Есенин. Это своеобразный архив времяпрепровождения россиян на рубеже XIX-XX веков.
До революции тираж «Нивы» достигал 240 тысяч экземпляров. В 1904-м по числу подписчиков в мире издание уступало только Illustrated London News. Рисовать обложки считали престижным занятием.
Девушка на выставке «Лики модерна» в Инженерном корпусе Третьяковской галереи в Москве
Плакат спектакля московского кабаре «Летучая мышь» напоминает афишу современного боевика. Реклама гастролей оперной певицы выглядит как витрина модного магазина. А приглашение на базар «Праздник цветов» дает фору любому блокбастеру по динамике и количеству деталей.
Модерн был эпохой экспериментов, увлечения Древней Грецией, Ренессансом, Востоком, теософией или фольклорными мотивами. А романтический оптимизм и философские размышления того времени актуальны и сейчас.
Комментарии закрыты.