Содержание:
МОСКВА, 17 июл — РИА Новости, Павел Сурков. Сегодня исполняется 65 лет Александру Петрову, чей анимационный фильм «Старик и море» получил «Оскар» в 2000-м. Уникальная техника — когда традиционный рисунок сочетается с живописью пальцами на стекле — и волшебная, воздушная символика невероятно точно передали настроение повести Эрнеста Хемингуэя. Хотя мультфильмы обычно ассоциируются с чем-то детским и порой наивным, успех Петрова — очередное подтверждение тому, что на языке анимации можно говорить и о сложных, откровенно недетских вещах. Пять самых необычных отечественных работ — в материале РИА Новости.
Некоторые из них так и не дошли до широкой аудитории, но затрагивают темы, актуальные и сегодня.
«Пес в сапогах»
Рисованный мюзикл Ефима Гамбурга — вероятно, лучшая (потому что свободная и веселая) экранизация «Трех мушкетеров» Дюма. Беспородный пес мечтает вступить в ряды королевских собак, но это непросто. На пути встают коварные коты Кардинала, а еще ему предстоит выполнить секретную миссию по спасению чести королевы Франции. Однако параллельно с этим главный герой находит верных друзей и настоящую любовь.
«Пес в сапогах» не лишен здоровой иронии. В нем масса культурных аллюзий, отыгранных в том числе и за счет актеров озвучки. Красавец Арамис служит в королевской своре, но на самом деле мечтает пасти овечек. А чего стоит пес-сыщик, которого главный герой встречает в Англии, — этого сурового добермана озвучил главный Шерлок Холмс российского кинематографа Василий Ливанов.
«Всем чертям назло»
Самые лихие анимационные эксперименты создавали не только на «Союзмультфильме», но и на региональных студиях. Этот кукольный мультфильм сделали на «Пермьтелефильме» в 1981-м, но сценарий писали как будто с современной действительности.
Пара молодоженов ищет, где снять хорошую комнату. Чтобы помешать им, Баба-яга решает рассорить мужа и жену и обращается за помощью к двум незадачливым чертям. За этим следует каскад адских ухищрений: тут и использование фотомонтажа, и провокации с переодеванием, и попытка распространения нелепых слухов. Разве что тема буллинга в соцсетях не раскрыта, ведь их тогда не существовало.
В финале, что немаловажно, заметную роль в восстановлении справедливости сыграет мусоровоз. До выхода «Однажды в Америке» остается еще целых три года, а между тем завершение лент практически идентичное.
«Контакт»
Добрая история Владимира Тарасова — одного из главных отечественных аниматоров-фантастов: помимо «Контакта», он снял мульфильм «Тир», а также «Перевал» — экранизацию Кира Булычева.
Психоделический «Контакт» поражает чистотой и искренностью: в нем рассказывается о том, как прилетевший на Землю инопланетянин встретился с художником, когда тот отправился на природу писать этюды. Человек сперва пугается, но в итоге начинает дружить со странным существом. Объединяет их не что иное, как музыка (мелодии Нино Рота).
В рисовке мультфильма читается своеобразный оммаж Джорджу Даннингу, режиссеру «Желтой подводной лодки». Здесь мы видим постоянно меняющего внешность пришельца, а главный герой сделан нарочито похожим на Джона Леннона.
«Очень синяя борода»
Еще одна музыкальная фантазия на семейную тему: союз режиссера Владимира Самсонова и великого композитора Геннадия Гладкова. Это невероятно смешная и до сих пор актуальная история о любви и ревности с элементами детектива и достойным актерским ансамблем: главных героев озвучили Михаил Боярский, Олег Анофриев и Лариса Долина.
Концепция этой недетской анимации — криминальное расследование. Сыщик пытается разобраться в мотивах преступлений Синей Бороды. Почему коварный герцог с такой легкостью избавлялся от жен? Что им при этом двигало? А что, если все было не так, как в сказке Шарля Перро? Ответ на вопрос даст сам герцог, а фраза «Прости, любимая, так получилось» приобретет в итоге совсем новое звучание.
«Потец»
Один из самых таинственных и незаслуженно забытых отечественных мультфильмов. «Потец» стал первой и единственной на данный момент экранизацией поэта-авангардиста Александра Введенского. Сам Введенский описывал свою работу как мистерию — а режиссер Александр Федулов и художник Владимир Буркин воплотили ее с потрясающей точностью, буквально следуя всем тонкостям текста.
Эта авангардная мистерия никогда официально не выходила в прокат. Ее создали в 1992-м, когда у анимации были весьма не радужные перспективы, — мультфильм пару раз показали по ТВ, после чего он лег на полку. Про него вспомнили спустя 15 лет: энтузиасты выложили оцифрованную картину в Интернет, и у нее началась новая судьба.
«Потец» — инфернальное зрелище, на первый взгляд полное безысходности и ужаса. Но если присмотреться, обнаруживается космогоническая история о жизни, смерти и природе всего сущего. К этому и стремились обэриуты (члены Объединения реального искусства — ОБЭРИУ), к которым принадлежал Введенский. А значит, «Потец» выполнил свою миссию.
Комментарии закрыты.