Путин: Объединенная судостроительная корпорация передается под управление банка ВТБ ОСК будет передана в доверительное управление ВТБ на пять лет. В прошлом году Путин раскритиковал главу ОСК Рахманова за убыточные контракты. В колонке для РБК глава ВТБ Костин писал, что ОСК не справляется с вызовами
Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) передается под управление банка ВТБ. О таком решении президент России Владимир Путин заявил на встрече с главой банка Андреем Костиным. По словам главы государства, с соответствующей инициативой вышло правительство России, предложившее передать в управление ВТБ акции ОСК.
«Проблем много, вопросов много, но это работающая структура, набирающая темп этой работы. Я очень рассчитываю на то, что ваши специалисты справятся со всеми этими задачами»,— сказал Путин, отметив необходимость особого внимания к вопросам финансового оздоровления ОСК и пообещав поддержку со стороны правительства.
«Спасибо за доверие. Команда готова, будем работать»,— ответил Костин. Глава ВТБ сказал, что банк сотрудничает с судостроительной корпорацией с самого момента ее создания и знает все ее проблемы.
«Я уверен, что при вашей поддержке мы справимся с этой задачей. Там задач много стоит, особенно при нынешних условиях, но все они, на мой взгляд, решабельны»,— добавил Костин.
После этого вице-премьер и глава Минпромторга Денис Мантуров сообщил, что ведомство вместе с другими федеральными органами власти подготовит проект постановления правительства о передаче акций ОСК. Они будут переданы в доверительное управление ПАО «Банк ВТБ» сроком на пять лет, уточнил Мантуров.
«Принятое решение будет способствовать долгосрочной стабилизации финансового состояния крупнейшего государственного судостроительного холдинга и положительно отразится как на внутригрупповом взаимодействии, так и на работе с заказчиками и контрагентами»,— сказал вице-премьер. По его словам, таким образом собираются привлечь внебюджетное финансирование для дальнейшего развития корпорации. «Мы ожидаем, что доверительный управляющий с учетом его многолетнего опыта обеспечит эффективное управление федеральным имуществом, бесперебойное и своевременное выполнение АО «ОСК» как гособоронзаказа, так и гражданских заказов. При этом выведет в прибыль корпорацию, сохранит и разовьет производственные компетенции входящих в нее предприятий»,— сказал Мантуров.
ОСК не будет менять форму собственности и обязательства по действующим контрактам, говорится в сообщении корпорации, «в том числе по исполнению гособоронзаказа и строительству гражданских проектов», поступившем в РБК. «Судостроение сейчас находится в фазе роста, что требует обеспечения финансовой стабильности и инвестиций в модернизацию производственных мощностей ОСК, где консолидирована большая часть отечественного судостроительного комплекса»,— сообщили в ОСК.
После заявления Путина в ВТБ заявили, что «любые действия со стороны ВТБ будут возможны после того, как правительством будет согласован порядок и реализована процедура передачи принадлежащих государству акций ОСК в доверительное управление ВТБ». В банке указали, что «корпоративные изменения ни в коем случае не должны повлиять на обязательства корпорации перед заказчиками, кооперацией, сотрудниками: непрерывность хозяйственной деятельности судостроительного холдинга— безусловный приоритет».
Критика Путина в адрес ОСК
АО «Объединенная судостроительная корпорация» учреждена 21 марта 2007 года по указу президента России Владимира Путина. 100% акций ОСК (зарегистрирована в Санкт-Петербурге) находятся в федеральной собственности.
Цели создания корпорации на тот момент— сохранение и развитие научно-производственного потенциала оборонно-промышленного комплекса, обеспечение безопасности и обороноспособности государства, концентрация интеллектуальных, производственных и финансовых ресурсов при реализации проектов строительства кораблей и подводных лодок для Военно-морского флота, а также развитие гражданского судостроения, освоение континентального шельфа и мирового рынка морских перевозок.
Главой компании является Алексей Рахманов, он занял этот пост в июне 2014 года. До этого Рахманов был замглавы Минпромторга. В августе 2022 года Путин раскритиковал Рахманова за заключенные убыточные контракты, указав, что нарушение финансовой дисциплины не соответствует интересам Родины. «Алексей Львович, чего контрактов-то убыточных назаключали?»— спросил Путин, обращаясь к главе ОСК в ходе совещания по судостроению.
По итогам 2022 года консолидированная выручка ОСК по МСФО составила порядка 350 млрд руб. «Это несколько ниже, чем в 2021 году, на 8,7%, но в основном снижение связано с тем, что часть заказов была перенесена, а часть судов была передана с опозданием. Это произошло из-за срыва поставок комплектующего оборудования»,— говорил Рахманов в минувшем июне в интервью «Интерфаксу». При этом ОСК получила убыток «порядка двух десятков миллиардов рублей, или примерно 6% от выручки». «Это неприятная для нас ситуация, но мы много обсуждали вопрос о том, что происходило, например, с рыболовецкими судами и в чем была причина возникновения таких убытков»,— сказал Рахманов.
В апреле 2023 года в колонке для РБК глава ВТБ Андрей Костин отмечал, что в условиях перестройки логистики нефтегазового экспорта России предстоит в разы нарастить мощности промышленного судостроения— построить сотни новых нефтеналивных танкеров, газовозов, судов для освоения шельфа, контейнеровозов, других специализированных гражданских судов.
«Способнали находящаяся в федеральной собственности ОСК (контролирует 80% потенциала отрасли) оперативно и эффективно справиться с этими вызовами?! Мне представляется, что нет»,— рассуждал Костин.
ОСК— крупнейшая судостроительная компания России. В состав ОСК входит более 50 проектно-конструкторских бюро, судостроительных, судоремонтных и машиностроительных заводов, специализированных научно-исследовательских центров и предприятий в 15 регионах.
Численность работников предприятий ОСК превышает 105 тыс. человек. Средняя зарплата достигла 85,4 тыс. руб. (рост к 2014 году на 60%). В ближайшие пять лет прогнозируется рост численности еще на 12%, сообщили в пресс-службе корпорации.
Верфи ОСК строят подводные лодки, боевые и патрульные корабли, ледоколы, транспортные, промысловые и пассажирские суда. В среднем ОСК каждый год сдавала 19–20 гражданских судов, но в 2023-м корпорация планирует передать заказчикам до 30 судов, говорил Рахманов.
С момента создания ОСК предприятиями корпорации было построено и отремонтировано суммарно более 320 единиц кораблей и судов.
Финансовые показатели ВТБ сильно улучшились (чистая прибыль за полугодие стала рекордной— почти 290 млрд руб.), поэтому у банка расширились возможности для финансирования проектов в реальном секторе экономики, считает гендиректор компании «INFOLine-Аналитика» Михаил Бурмистров. «Судостроение сейчас остро нуждается в дополнительном финансировании. У ОСК высокий уровень загрузки мощностей, есть потенциал [для развития], разработан ряд проектов по расширению и модернизации производственных мощностей»,— говорит эксперт.
Но спрос со стороны российских гражданских заказчиков в целом не удовлетворен, в первую очередь это касается крупнотоннажных судов, замечает Бурмистров. По его словам, принятое решение по передаче ОСК в доверительное управление ВТБ «достаточно логично», позитивно для судостроительной корпорации и не несет рисков для банка. «Очевидно, ВТБ сейчас усилит экспертизу в судостроительном бизнесе. А у проектов банка в сфере водного транспорта появится новый импульс, так как «ВТБ Лизинг» («дочка» ВТБ) сможет реализовать новые проекты с опорой на российский флот»,— полагает Бурмистров.
Авторы Теги Юлия Кошкина, Тимофей Дзядко Десять новостроек Москвы рядом с пляжами
Комментарии закрыты.