Бюджеты регионов недополучают миллиарды рублей из-за введенной в марте антикризисной нормы об учете курсовых разниц, заявили в Совфеде. Укрепление рубля позволило компаниям сэкономить на налоге на прибыль, утверждают сенаторы
Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко считает необходимым скорректировать принятую в 2022 году антикризисную норму налогового законодательства об учете курсовых разниц. Такое заявлениеона сделала в среду, 30 ноября, на заседании палаты (РБК следил за трансляцией). Глава Минфина Антон Силуанов заверил, что ведомство занимается этим вопросом.
В рамках рассмотрения проекта федерального бюджета на 2023–2025 годы сенатор Андрей Клишас задал Силуанову вопрос о потерях региональных бюджетов, которые возникли из-за применения временной нормы об учете курсовой разницы при расчете налогооблагаемой базы по налогу на прибыль организаций. «Минус 37 миллиардов рублей на курсовой разнице, причем проблема обострилась в последнее время, когда письма Минфина поясняющие были разосланы»,— сказал сенатор, имея в виду Красноярский край, который он представляет в Совете Федерации.
Речь идет о норме, принятой в конце марта в рамках налогового пакета мер по поддержке экономики в условиях санкций. В 2022–2024 годах компании получили возможность не учитывать положительную курсовую разницу по еще не погашенным кредитным обязательствам в валюте или валютным депозитам. Положительная разница возникает по валютным депозитам предприятия в результате ослабления рубля, а по валютным обязательствам— в результате его укрепления, и раньше она должна была ежемесячно учитываться в доходах для целей расчета налога на прибыль. Согласно мартовскому закону, в ближайшие годы положительная курсовая разница формируется только при погашении обязательства или права требования.
Мера принималась с целью исключить влияние колебаний курса рубля на обязательства по уплате налога на прибыль. «Никакой прибыли нет, это бумажная прибыль (в результате переоценки валютных активов из-за ослабления рубля до 100 за доллар и выше.— РБК), а налог-то на прибыль надо платить. Вот этот вопрос в законе решен»,— говорил весной глава комитета по бюджету и налогам Госдумы Андрей Макаров.
Требования к регионам вернуть переплаченный налог
Клишаса поддержала Матвиенко, по словам которой налоговые службы рассылают сейчас региональным властям «письма счастья» о необходимости вернуть «переплаченные доходы». Она уточнила, что проблема актуальна не только для Красноярского края, но и для Тюменской, Омской областей, других регионов. «Этоже не 2–3 млрд, это огромные суммы выпадают, это бюджеты регионов просядут»,— подчеркнулаона. Предприятия декларируют переплату налога на прибыль, потому что за первый квартал заплатили налог по старым правилам (норма о приостановке ежемесячного признания положительной курсовой разницы была введена ретроактивно с 1 января 2022 года).
По мнению Матвиенко, необходимо незамедлительно приостановить действие этой нормы закона либо дать правительству право регулировать ситуацию в зависимости от курса рубля.
Как рассказал РБК член Совфеда по бюджету и финансовым рынкам, сенатор от Тюменской области Павел Тараканов, из-за применения нормы о курсовых разницах регион, по предварительной оценке, недополучит 40 млрд руб. доходов— это «острая проблема».
РБК направил запросы в Минфин и ФНС.
Тонкости налога на прибыль
Налог на прибыль организаций рассчитывается по ставке 20%: до 2031 года 3% идет в федеральный бюджет, а 17%— в региональный (после 2030 года распределение должно вернуться к соотношению2% и 18%). Налог на прибыль является одним из трех налоговых источников доходов региональных бюджетов, наряду с НДФЛ иимущественными налогами. По агрегированным данным Минфина за январь–август 2022 года (более позднихнет), налог на прибыль обеспечил 35% собственных доходов региональных бюджетов (3,6 трлн из 10,3 трлн руб.).
В Красноярском крае за январь–октябрь собрано 227,7 млрд руб. налога на прибыль— 61% совокупных доходов. В Тюменской области— 182,4 млрд, или 76%.
Законодательная асимметрия
Поправка в Налоговый кодекс, из-за которой разгорелся спор в Совете Федерации, установила особый порядок для учета курсовых разниц по валютным долговым обязательствам (валютным требованиям) в расчете налогооблагаемой базы. По ней положительные разницы нужно признавать в доходах, а отрицательные— в расходах, только если обязательство исполнено (прекращено). Однако спецправило для положительных курсовых разниц вступило в силу с 2022 года по 2024-й, а для отрицательных— с 2023 года (в течение 2022 года отрицательные разницы нужно признавать в обычном режиме, на конец каждого месяца). Таким образом, предприятия с непогашенными обязательствами в валюте получили возможность не учитывать экономию на процентах в доходах, которая возникла из-за укрепления рубля с весны. «Как результат— прибыль меньше— налог меньше, а значит, страдает бюджет»,— пояснила эксперт «Контур.Школы» Наталья Никитченко. Учет отрицательной разницы тоже может уменьшить налогооблагаемую базу (больше расходы— меньше прибыль), но аналогичная норма доступна только со следующего года.
По словам Тараканова, из-за асимметричного во времени вступления в силу норм о признании курсовых разниц для налоговых целей только при погашении возникает дисбаланс: «прибыли остаются компаниям, <…> а убытки перекладываются на государство, то есть на региональный бюджет». Он указал, что решение об антикризисной мере принималось в тот момент, когда был скачок курса и надо было поддержать компании. «Но потом получилось так, что эти решения не были вовремя приведены в соответствие с текущей экономической ситуацией. Это привело к тому, что получаются несправедливо выпадающие [доходы] бюджетов субъектов. Дисбаланс, который надо урегулировать»,— объяснил РБК сенатор.
«На сегодняшний момент не можем прогнозировать, какие мы по итогу получим бюджетные доходы, если не решить этот вопрос»,— подчеркнул он.
Нюанс в том, что налог на прибыль платится авансовыми платежами, но с учетом прибыли за предыдущий квартал. «Законодатели опасаются, что налогоплательщики потребуют возврата переплаты по налогу на прибыль, который уже попал в бюджеты. Ведь этот налог рассчитывается в конечном итоге в конце финансового года, а авансовые платежи по налогу на прибыль оплачиваются в течение всего года»,— отметила Никитченко. Подать декларации по налогу на прибыль за весь 2022 год компании должны в марте следующего года.
Ручное управление
Как отметил Силуанов на заседании в Совфеде, проблема известна Минфину и он обсуждает ее с крупными компаниями, а с некоторыми из них уже «найден компромисс». «Курс волатильный был. Действительно, когда курс ослаб, особенно если у компании были кредиты в валюте, то, соответственно, просел финансовый результат и расчетные размеры налога на прибыль. Сейчас ситуация обратная»,— сказал министр.
По его словам, Минфин договорился с некоторыми компаниями, что они будут учитывать как отрицательные, так и положительные курсовые разницы при оценке их финансового результата: «компании <…> уточнят свои расчеты по налогу на прибыль таким образом, чтобы в текущем году минимизировать вычеты по этому налогу для субъектов». Матвиенко скептически оценила эффективность такого «ручного управления» путем переговоров с компаниями: «могут согласиться, а могут и не согласиться». «Это не создает стабильность для региональных бюджетов. Надо отреагировать системно, чтобы все регионы почувствовали результат и не потеряли доходную базу»,— подчеркнула главаСовфеда.
Договоренность Минфина с конкретными компаниями— об учете как отрицательных, так и положительных курсовых разниц— противоречит нормам Налогового кодекса с мартовскими поправками, говорит Никитченко. Компании фактически встают перед выбором: следовать объяснениям Минфина или нарушить Налоговый кодекс.
Между тем, возврат переплаты, которого боятся сенаторы, может быть затруднен тем, что с 2023 года компании переходят на единый налоговый платеж, отмечает эксперт. «Существует вероятность того, что переплату по налогу на прибыль просто зачтут в уплату других налогов. Но независимо от этого бюджет пострадает, ведь по факту организации не пополнят его»,— предупреждает она.
На заседании Силуанов признал, что Минфин видит риски для формирования ресурсной базы региональных бюджетов— в первую очередь, по налогу на прибыль. «Да, налог на прибыль— это основной источник для регионов с сильной экономикой, там достаточный запас прочности. Но все равно необходимо осуществлять предметный мониторинг исполнения бюджетов субъектов»,— подчеркнул он.
Авторы Теги Опрос: Итоги года Расскажите РБК, как вы провели этот год
Комментарии закрыты.