МОСКВА, 26 мар — РИА Новости, Анна Нехаева. После экранизации «Войны и мира» «Оскар» присудили еще одному советскому фильму — про приключения в Уссурийском крае. Живописную драму «Дерсу Узала» снял японский режиссер Акира Куросава. О том, как он работал в СССР, где нашли одного из ведущих актеров и почему статуэтку получал Данелия, — в материале РИА Новости.
Неожиданная коллаборация
Акира Куросава в начале 1970-х переживал не самый лучший момент в карьере — испытывал трудности с финансированием фильмов, а из-за провала картины «Под стук трамвайных колес» даже пытался покончить с собой.
В 1971 году на встрече в Японии режиссер Сергей Герасимов предложил Куросаве снять ленту в СССР. Мастер согласился: он недавно расторг контракт с Голливудом (во время работы над фильмом о нападении японцев на Перл-Харбор) и выплатил американцам неустойку.
На съемках фильма «Дерсу Узала»
Надо заметить, что Куросава увлекался чтением и снял много экранизаций, в том числе по роману Достоевского «Идиот» и пьесе Максима Горького «На дне». Использовал мотивы из «Гамлета» и «Макбета» Уильяма Шекспира.
Поэтому выбор романа Владимира Арсеньева «Дерсу Узала» не казался таким уж удивительным. Правда, до финального решения Куросава подумывал о том, чтобы создать сценарий по «Тарасу Бульбе» Гоголя или «Запискам из Мертвого дома» Достоевского.
Но в итоге получилась история о дальневосточной экспедиции Арсеньева, его друге, мудром и добром охотнике Дерсу Узала, их путешествиях и приключениях.
Это был первый фильм Куросавы не на японском языке и единственный, снятый им на широкоформатной — 70-миллиметровой — кинопленке.
На съемках фильма «Дерсу Узала»
Выбор актеров
Куросава известен вниманием к деталям и тем более — к выбору актеров.
В роли Дерсу он видел японца Тосиро Мифунэ — своего друга, звезду «Семи самураев», «Расемона» и «Телохранителя». Но тот на время съемок «Дерсу Узала» был занят.
Рассматривали нанайца Кола Бельды и бурятского танцовщика Цыдена Бадмаева. Но всех обошел Максим Мунзук.
Он родился еще в империи Цин, в которую раньше входила Тува. Во время Великой Отечественной войны, чтобы прокормить семью, научился охотиться. После играл в театре, исполнял песни, снимал кино, собирал фольклор.
До оскароносной картины артиста знали только в республике. Второй режиссер фильма Владимир Васильев приехал в город Кызыл и попросил посоветовать на главную роль кого-то из местного театра. Ему назвали Максима Мунзука.
Отправились к актеру домой, чтобы пригласить на пробы, а супруга ответила: муж на охоте. Но на следующий день Мунзук сам приехал в гостиницу и сказал, что согласен участвовать.
Правда, по другой версии, его ждали неделю. Артист, вернувшись и узнав о кастинге, оставил дома ружье и как был отправился к Васильеву. А оттуда его сразу на самолете доставили в Москву на пробы. В итоге получился очень аутентичный Дерсу.
Юрия Соломина на роль Владимира Арсеньева Куросава позвал, впечатленный игрой актера в «Адъютанте его превосходительства».
Артист приглашению обрадовался: во-первых, всегда интересно работать со знаменитым режиссером, а во-вторых, Юрий Мефодьевич — сам родом с Дальнего Востока. Куросава после говорил, что Соломин — актер, который все понимает с полуслова.
Исполнители главных ролей быстро подружились.
Кадр из фильма «Дерсу Узала»
Снова странное вручение
Советским режиссерам не везло с церемониями «Оскара». За «Разгром немецких войск под Москвой» позолоченную статуэтку из гипса в СССР привез оператор Владислав Микоша. За «Войну и мир» награду получала Людмила Савельева (уже в самолете «рыцаря» забрали чиновники).
За «Дерсу Узала» вручали два «Оскара». Одного — японскому продюсеру (Куросава был в непростых отношениях с американцами), а второго — Георгию Данелии. Тот был в США на кинофоруме с фильмом «Афоня», и его попросили получить статуэтку — для СССР награда стала неожиданностью, на церемонию никто не поехал.
Интересно, что в США «Дерсу Узала» показывали под названием «Охотник» («The Hunter»). В 2011-м возникла курьезная ситуация — в прокат вышел фильм с таким же названием с Уиллемом Дефо и Фрэнсис О’Коннор.«
"Если вы хотите увидеть по-настоящему хорошее кино об охоте, лучше посмотрите фильм Куросавы", — посоветовал тогда профессиональный охотник Стивен Ринелла, делая обзор двух картин.
Комментарии закрыты.