Счетная палата: четверть заключивших социальные контракты россиян смогли выйти из бедности В 2022 году инструмент господдержки в виде социального контракта помог четверти участников программы выйти из бедности, а повысить доходы — двум третям малоимущих, оценила Счетная палата. Но ситуация различается по регионам
Предоставление социального контракта позитивно влияет на снижение числа малоимущих граждан: в среднем черту бедности преодолевает 24% участников программы. К таким выводам пришли аудиторы Счетной палаты в отчете о результатах анализа оказания государственной соцпомощи на основании социального контракта, с которым ознакомился РБК. Положительная динамика доходов по данным за 2021–2022 годы фиксируется в среднем у 59% заключивших контракт малоимущих.
«После завершения соцконтракта в 2021 году доходы в среднем повысились у 52,5% участников программы, в 2022 году— у 66%. У 22,5% участников в 2021 году и у 25% в 2022 году среднедушевой доход превысил границы бедности»,— оценили в Счетной палате.
Что такое социальный контракт
Социальный контракт представляет собой соглашение, которое заключается органами соцзащиты с гражданами и семьями, доход которых ниже регионального прожиточного минимума. По действующим правилам среднедушевой доход семьи рассчитывается на основе доходов всех ее членов за три последних месяца.
Социальный контракт можно заключить по четырем направлениям:
- поиск работы (наиболее востребованное направление с долей 39% от общего числа заключенных контрактов); открытие своего дела (28%); помощь в сложной жизненной ситуации (22%); развитие личного подсобного хозяйства (10%).
В рамках соцконтракта государство обязуется оказать помощь, в том числе предоставить социальные услуги, осуществить денежные выплаты, приобрести необходимые товары, а получатели помощи берут на себя определенные обязательства— например, пройти переобучение, трудоустроиться, развивать собственное дело.
Наибольшую денежную выплату (до 350 тыс. руб.) можно получить на открытие бизнеса, до 200 тыс. руб. государство выделяет на развитие личного подсобного хозяйства, в трудной жизненной ситуации предлагается индивидуальный размер единовременной или ежемесячной поддержки.
Именно преодоление черты бедности участниками социального контракта, а также снижение уровня бедности в регионе являются показателями эффективности применения института соцконтракта, указывают аудиторы. В 2024 году, согласно целям госпрограммы «Социальная поддержка граждан», уровень бедности по России должен снизиться конкретно за счет применения соцконтракта на 22%. «Указанное значение фактически достигнуто уже в 2021 году, а в 2022 году превысило плановое значение 2024 года»,— констатировали в Счетной палате.
Указанные KPI значительно дифференцируются по регионам и находятся в диапазоне от 8,9 до 42,2%. В большинстве регионов с наиболее высоким охватом малоимущих программой фактические результаты сложились ниже среднероссийских, обратили внимание аудиторы. В целом наихудшие результаты по доле граждан, вышедших из бедности благодаря соцконтракту, продемонстрировали такие регионы, как Тюменская и Тамбовская области, Ингушетия, Орловская и Сахалинская области,— в них показатель не превысил 10%. Лучшие результаты продемонстрировали Смоленская область, Тува, Костромская и Курская области, Ямало-Ненецкий автономный округ— там показатель оказался в диапазоне 38–40%.
Социальный контракт применяется в 84 субъектах России, на его финансирование в 2021 году было направлено 26,6 млрд руб., в 2022 году— 36,6 млрд руб., в том числе из федерального бюджета— 21,7 млрд и 29,9 млрд руб. соответственно. Этот размер финансирования в Счетной палате считают недостаточным.
«Объем средств бюджета субъекта Российской Федерации, предусмотренный на финансирование социального контракта на 2021 и 2022 годы, в ряде регионов недостаточен для удовлетворения потребности малоимущих граждан в заключении социального контракта»,— отмечается в отчете.
Снижение охвата и неэффективность мониторинга
В совокупности за 2021–2022 годы было заключено более 558 тыс. контрактов, помощь получили 1,8 млн россиян (с учетом членов семей непосредственного участника программы), говорится в материалах Счетной палаты. Кроме того, одна и таже семья может сначала, например, заключить соцконтракт на преодоление трудной жизненной ситуации, а затем (при выполнении условий первого)— на открытие своего дела, однако правила в регионах по тому, сколько должно пройти времени между заключением этих договоров, разнятся.
В 2022 году доля граждан, охваченных поддержкой в виде соцконтракта, снизилась с 5,5% по итогам 2021 года до 5,1%. Это связано с тем, что малоимущие многодетные семьи смогли покрыть дефицит доходов с помощью различных пособий на детей, отмечается в отчете.
Отдельно взятый показатель охвата не отражает эффективность социального контракта, утверждают аудиторы: в десяти субъектах с его высоким уровнем (6–11,5%) доля граждан, у которых повысились доходы и которые смогли преодолеть бедность, не превышает среднероссийскую.
В ряде случаев к эффективности социального контракта всеже есть конкретные претензии, следует из отчета. Так, у потенциальных участников контракта на открытие своего дела фиксируется «низкий уровень знаний для составления бизнес-планов, отсутствие у них информации о возможностях, требованиях и условиях ведения того или иного бизнеса». А работники органов социальной защиты «не всегда могут квалифицированно оценить представляемые гражданами бизнес-планы».
Что касается социального контракта на преодоление трудной жизненной ситуации, то его заключение «позволяет решить острые бытовые проблемы, но при этом не приводит ни к росту доходов, ни к появлению мотивации обеспечивать себя самостоятельно, ни к трудоустройству», скептичны аудиторы. А анализ соцконтрактов на развитие личного подсобного хозяйства показал, что «не все участники по данному направлению настроены на многолетний период развития своего личного подсобного хозяйства, в том числе на реализацию продукции в период более одного года», говорится в отчете.
Проблемы появляются и при мониторинге применения поддержки. Ежемесячные отчеты формируются по итогам опросов, и нередко граждане «перестают выходить на связь с сотрудниками социальной защиты, отказывают в предоставлении сведений после окончания». В результате мониторинг не всегда позволяет объективно оценить эффективность принимаемых мер по преодолению порога бедности, говорится в отчете.
Что говорят эксперты и Минтруд
Минтруд в комментарии к докладу Счетной палаты приводит другие цифры по результативности соцконтракта— в частности, указывает, что по итогам 2022 года в 70,6% случаев доходы граждан повысились после реализации соцконтракта, а 28,7% граждан вышли из бедности (у Счетной палаты 66 и 25% соответственно).
Данные Минтруда носят окончательный характер, учитывая, что подвести итоги года можно только в середине апреля (например, результаты соцконтрактов, завершенных в 2022 году, оцениваются уже в 2023-м), пояснили РБК в пресс-службе ведомства. Тогда как Счетная палата, завершившая работу над отчетом к началу марта, оперировала оперативными данными, собранными регионами в конце февраля, отметили в Минтруде.
Следующим шагом станет перевод социального контракта на принципы «социального казначейства», что позволит унифицировать подходы к учету доходов, усовершенствовать процедуру мониторинга, а также даст возможность подать заявление через «Госуслуги», сообщила первый заместитель министра труда и социальной защиты Ольга Баталина.
Такие сложности, как слабое межведомственное взаимодействие, недостаточное обеспечение комплексной поддержки нуждающихся, в том числе в ходе попыток развития бизнеса, а также низкое качество рабочих мест, предлагаемых службой занятости, включение в социальные контракты направлений, реально не стимулирующих выход на самообеспечение, выявлялись еще в середине 2010-х годов, отмечает директор Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Татьяна Малева. «К сегодняшнему моменту они, как убедительно показывают аналитики Счетной палаты, не устранены»,— констатирует эксперт.
Социальный контракт эффективен только в том случае, когда это дополнительная мера в условиях стабильно развивающейся экономики, полагает профессор Финансового университета при правительстве Александр Сафонов. А кроме того, когда есть корректные инструменты оценки эффективности: по мнению эксперта, пока не будет налажен длительный цифровой мониторинг итогов социального контракта, обсуждать его результаты преждевременно. Также нельзя воспринимать социальный контракт в отрыве от других мер социальной политики государства, которые также способствуют снижению уровня бедности в стране.
Авторы Теги Иван Ткачёв Подпишись на Telegram РБК Будьте в курсе последних новостей даже в условиях блокировок
Комментарии закрыты.