Все самое важное и интересное за последние сутки в сферах политики, экономики, общества и технологий. Также достижения спорта и культуры

В лучших традициях нашего кино. Новый фильм о Донбассе «Позывной Пассажир»

В лучших традициях нашего кино. Новый фильм о Донбассе "Позывной Пассажир"

МОСКВА, 10 мар — РИА Новости, Павел Сурков. Историческое событие закрепляется в народной памяти, когда к нему обращается искусство. Новый фильм Ильи Казанкова «Позывной Пассажир» посвящен тому, как начиналась война в Донбассе. Это уже история, но она очень недавняя и еще далека от завершения. Картина выходит в прокат 14 марта.

В лучших традициях нашего кино. Новый фильм о Донбассе "Позывной Пассажир"

В лучших традициях нашего кино. Новый фильм о Донбассе "Позывной Пассажир"

В лучших традициях нашего кино. Новый фильм о Донбассе "Позывной Пассажир"

Одно из главных достоинств фильма — сценарий. За основу взяли роман Александра Проханова «Убийство городов», книгу для писателя важную и принципиальную. Поэтому с мотивацией героев, логичностью и реалистичностью событий здесь все в полном порядке. Но у поборников современной голливудской сценаристики, основанной на «арке героя» и «обязательном закрытии всех сюжетных линий», сведет скулы при просмотре: «Позывной Пассажир» сделан в лучших традициях классического отечественного кинематографа, где все на экране происходит не потому, что «так надо», а потому, что «так правильно». И то, что многие, казалось бы, необходимые сюжетные повороты предлагается домысливать зрителю, — еще одна важная черта картины: она намеренно вступает с нами в диалог, заставляя думать, переживать и перебирать в памяти только что увиденное.

Писатель Николай Рябинин (Антон Шагин) весной 2015-го приезжает в Донбасс. Его брат отправился туда добровольцем и пропал без вести. Для Николая отыскать его — принципиально (нам очень быстро объяснят почему). Молодому человеку без какого-либо военного опыта предстоит отправиться в батальон, где служил брат, и попытаться выяснить хоть что-то о его судьбе. Городскому «тепличному» литератору придется столкнуться со всей суровостью фронтовой жизни. Здесь обращаются друг к другу не по именам, а по позывным, нет времени на пустые разговоры и желания строить призрачные надежды. Здесь есть задача, которую надо выполнить, причем любой ценой. Но при этом сохранить свою душу и человеческую цельность.

В лучших традициях нашего кино. Новый фильм о Донбассе "Позывной Пассажир"

В лучших традициях нашего кино. Новый фильм о Донбассе "Позывной Пассажир"

В лучших традициях нашего кино. Новый фильм о Донбассе "Позывной Пассажир"

Именно таким — абсолютно цельным — и предстает перед нами второй главный герой картины, комбат с позывным Курок (Виталий Кищенко). В ключевом эпизоде — разговоре по телефону с украинским командиром, оказавшимся его однокашником и приятелем по военному училищу, — он формулирует главный идеологический посыл фильма: «Запретили нам русский язык, растоптали, исковеркали… Вы — в ненависти, а мы — в любви. И в гневе. Но правда — с нами».

Николай столкнется и с теми, кто «оттуда», с другой стороны. Те, другие, которых следует называть врагами, но кто когда-то был среди друзей и соотечественников, — тоже очень разные. Мы видим целую череду портретов с совершенно разной мотивацией: тут и одержимый фашист с татуировкой-свастикой, и солдат-призывник, просто выполняющий приказ, и хорошо обеспеченный командир, уверенный в том, что воюет бок о бок с НАТО и Европой. И самый страшный персонаж — безымянный головорез с натасканной на людей овчаркой. Ему просто нравится убивать, маньяк с легальным оружием. Собственно, он-то и сыграет одну из ключевых ролей во всем сюжете. Как и еще один антигерой, предатель Жила (Сергей Горобченко) — наемник, воюющий исключительно за деньги, чья решительность и отвага напрямую зависят от гонорара за сожженный танк или сбитый самолет.

Читать также:  "Чемпион мира" получил "Золотого Орла" как лучший фильм 2022 года

В лучших традициях нашего кино. Новый фильм о Донбассе "Позывной Пассажир"

В лучших традициях нашего кино. Новый фильм о Донбассе "Позывной Пассажир"

В лучших традициях нашего кино. Новый фильм о Донбассе "Позывной Пассажир"

В каждого из этих героев поневоле веришь. Это касается даже второстепенных персонажей, сыгранных именитыми актерами: водителя, курсирующего «за ленточку и обратно» (Владимир Стеклов); отца главного героя, который сам готов отправиться искать сына, несмотря на возраст (Александр Михайлов); еще одного командира — однорукого Марса (Алексей Шевченков), о нем ходят слухи, что он «заговоренный» и его пуля не берет; великана-добряка Гомера (Алексей Дмитриев), трогательно заботящегося и о сослуживцах, и о детях, тоже втянутых в мясорубку войны.

А еще одним героем этого фильма становится чудо — вернее, целая череда чудес, которые словно хранят Николая. За основной его задачей — найти пропавшего брата — вдруг вырисовываются иные, глобальные цели. Молодой писатель, попавший на войну, должен рассказать нам о ней, иначе и быть не может.

Именно поэтому эта история так принципиальна для Александра Проханова: «Все персонажи я сам, так или иначе. Вот образ старого писателя, который прошел все эти бесконечные войны, но сейчас остановлен своей немощью и не может ехать на эту войну, это я сам. Поскольку я действительно сам не могу поехать, я посылаю туда свое молодое глубинное «я» и своих детей: оба моих сына были в Донбассе. И Рябинин молодой это я молодой. Я тоже в свое время отправился в странствие, первая моя книга называлась «Иду в путь мой», и этот путь познания продолжается до сих пор. Как и путь моего героя от московских элитарных посиделок, вечеринок туда, в кромешную донбасскую войну…»

В лучших традициях нашего кино. Новый фильм о Донбассе "Позывной Пассажир"

В лучших традициях нашего кино. Новый фильм о Донбассе "Позывной Пассажир"

В лучших традициях нашего кино. Новый фильм о Донбассе "Позывной Пассажир"

В лучших традициях нашего кино. Новый фильм о Донбассе "Позывной Пассажир"

Не менее принципиальна она и для других создателей картины. «Когда началась специальная военная операция, очень хотел помочь своей стране, как бы пафосно это ни звучало. Но чем я могу быть полезен? В армии не служил, автомат держать не умею, то есть там я бесполезен. Но я умею снимать кино. И я принялся искать материал на эту тему, в поддержку, в объяснение, потому что очень много было вопросов от общества: а зачем началось, а почему, для чего все это? И в поисках материала наткнулся на книжку Александра Андреевича Проханова «Убийство городов». Прочитал и понял: вот оно, здесь есть соль!..» — отмечает продюсер фильма Максим Королев.

И эта принципиальность, передавшаяся от создателей к героям картины, конечно же, видна зрителю. Теперь у нас есть кино о Донбассе, которое оставляет тяжелое, но глубокое послевкусие. А главное — дает понимание произошедшего, раскрывает суть событий.

Комментарии закрыты.