Содержание:
МОСКВА, 17 мая — РИА Новости, Галина Соколова. В мае музей-заповедник «Царское Село» отмечает 20-летие со дня возрождения Янтарной комнаты. Больше четверти века лучшие мастера работали над воссозданием шедевра. О тайнах «восьмого чуда света» — в материале РИА Новости.
Янтарная комната — начало
История появления Янтарной комнаты напоминает одну из сказок Гофмана, а ее пропажа — мрачный триллер.
В 1700 годах жене прусского короля Фридриха I Шарлотте пришла в голову идея: сделать для супруга кабинет из янтаря.
Но при жизни монарха работу так и не завершили. Панели из «солнечного камня» несколько лет пылились в залах дворца, пока в 1716-м принц Фридрих Вильгельм I не передал их Петру I в качестве дипломатического подарка.
Панели сложили в Летнем дворце и забыли о ценном даре почти на четверть века.
Большой зал Екатерининского дворца в Царском Селе
Уже при Елизавете Петровне в одном из покоев Большого дворца в Царском селе собрали кабинет. Он был небольшой — примерно 25 квадратных метров.
Чтобы расширить пространство и сделать его более привлекательным, придворный архитектор Франческо Растрелли добавил несколько элементов: янтарную раму и четыре флорентийские мозаики. Кроме того, появилась богатая золоченая резьба и бронзовые бра. Комната стала гордостью дворца.
Здесь императоры и императрицы принимали высоких гостей, знатных деятелей, отмечали праздники, устраивали концерты или играли в карты.
При Екатерине II Янтарную комнату освещали 565 свечей, пламя которых отражалось в 24 зеркальных пилястрах и двух огромных зеркалах.
Чудо тоже требует ухода: первые реставрации
Специальный хранитель раз в неделю простукивал каждый янтарный фрагмент, чтобы убедиться в прочности его прилегания к стене. Эта традиция существует до сих пор.
В 1830-х в комнате прошла первая большая реставрация при участии немецких мастеров. Детали не пришлось снимать со стен.
Следующие реставрационные работы провели только через 60 лет.
В 1913-м привести комнату в порядок планировал и Николай II. Но началась Первая мировая война, затем — революция. А потом Вторая мировая.
В начале 1940-х Янтарная комната находилась в плачевном состоянии.
«Мы об этом точно знаем. Еще 20 лет назад нам приходилось встречать очевидцев, которые застали оригинальную Янтарную комнату, — говорит Ираида Ботт, заместитель директора по научной работе ГМЗ «Царское Село». — Я общалась с женщиной, которая тогда была ребенком, и она сказала о Янтарной: «Темная, маленькая».
Вторая мировая война и возрождение Янтарной комнаты
В Пушкине до последнего не верили, что немцы дойдут до города. Поэтому не все экспонаты увозили и прятали в хранилищах, а Янтарную комнату просто закрыли панелями.
Оказавшись в Царском селе, оккупанты за несколько дней сняли драгоценные стены и перевезли в Кенигсберг. С тех пор кабинет исчез, его поиски продолжаются по сей день.
Некоторые специалисты считают, что комната так и хранится где-то в подвалах калининградских домов. Другие уверены, что ею любуется загадочный коллекционер из США.
В 1979 году в СССР решили возродить пропавший шедевр. Создали специальный реставрационный совет.
Однако у мастеров было лишь около ста черно-белых снимков комнаты, один цветной (довоенный) и россыпь чудом уцелевшего янтарного декора.
На воссоздание ушло более 25 лет и десятки тысяч янтарных пластин.
«Мы и не считали, если честно», — признается Наталия Мазур, реставратор III категории Царскосельской янтарной мастерской, участвовавшая в воссоздании комнаты.
С янтарем работать проще, чем с другими камнями, отмечает Наталия. «Его мы только распиливаем при участии воды, остальное — все режем всухую, без воды, чистыми руками», — рассказывает она.
По словам мастера, сложнее всего делать гравировку и резьбу на мелких деталях. Для самой тонкой работы Наталия использует «царапки» — инструменты, созданные из лезвия и старого грифельного карандаша. Также нужны микроскоп, яркое освещение и бормашина.
Затем детали из янтаря покрывают порошковыми красителями, разведенными водой и спиртом, придавая им красный, терракотовый или бордовые оттенки.
«Камень выгорает от времени. Но у нас уже 20 лет стоит и пока не выгорел за счет насыщенных оттенков и окон с защитой от ультрафиолетовых лучей», — говорит реставратор.
Чтобы янтарь сверкал и был виден рисунок, под прозрачные пластины подкладывают позолоченную фольгу.
«Это были счастливые годы. Много всяких событий, открытий чудных, интересных людей. Споры, обсуждения, советы», — вспоминал Борис Игдалов, директор Царскосельской янтарной мастерской.
Янтарная комната сейчас
На «восьмое чудо света» ежегодно приезжают посмотреть миллионы туристов.
Из оригинальных вещей в Янтарной комнате сохранились комод, собранный из разных пород дерева, и флорентийская мозаика «Осязание и обоняние» 1740 годов (единственная из утраченных во Вторую мировую войну и возвращенная в Россию в 2000-м). Последняя обычно хранится в фонде, но к юбилею ее выставили в янтарных интерьерах.
Она стоит рядом с точной копией мозаики, воссозданной российскими реставраторами. Различий почти не видно.
То же самое и с воссозданной комнатой, которая отмечает 20-летие, но удивительным образом переносит гостей музея на три столетия назад.
Комментарии закрыты.