Все самое важное и интересное за последние сутки в сферах политики, экономики, общества и технологий. Также достижения спорта и культуры

Постыдное удовольствие: почему на самом деле все слушают попсу

Содержание:

Постыдное удовольствие: почему на самом деле все слушают попсу

МОСКВА, 30 авг — РИА Новости, Татьяна Рыжкова. Есть музыка, в любви к которой не принято признаваться. Прилипчивые танцевальные ритмы, поп с абсурдными рифмами и рэп о деньгах и уличных разборках считаются не слишком интеллектуальным выбором. При этом высокие рейтинги говорят об их востребованности. РИА Новости разбирается, какой потенциал скрыт в навязчивых мотивах и чем они могут нравиться.

Что делает песню безвкусной

«Так можно назвать популярную, простую, незамысловатую, с расхожими фразами и мотивами композицию», — объясняет ученый-психолог Лера Голубчикова.

Постыдное удовольствие: почему на самом деле все слушают попсу

Иван Абрамов за синтезатором

Еще может быть желание окунуться в детство и юность или лучше понять молодых, не отставать от моды. Однако выбор песни не всегда поддается контролю и рефлексии.

«Еще есть так называемая навязчивая музыка, которая безостановочно крутится в голове», — подчеркивает психолог Лера Голубчикова.

Вспомните те же «Despacito» пуэрто-риканского певца Луиса Фонси или «Мало половин» Ольги Бузовой. Согласно исследованиям, 98 процентов слушателей сталкиваются с подобными мелодиями, указывает психолог.

Вульгарность — понятие относительное

Музыка не всегда разделялась на массовый сегмент и премиум-класс.

"Пока в основе бальных танцев был шаг, элитарными считались полонез и павана, — приводит пример музыкант Григорий Бродский. — А площадные музыканты играли для народа. В уличных танцах были прыжки, неприличные для культурного общества".

Интерес к музыкальному фольклору возник лишь в XVIII веке, в эпоху романтизма. В опере «Кармен» Жорж Бизе использовал мелодии и ритмы хабанеры, сегидильи, поло и других испанских танцев. Русских фольклорных мотивов много у Мусоргского и Чайковского.

«Во времена Чайковского, в свою очередь, неприличным был городской романс, — отмечает композитор Игорь Яковенко. — На этот жанр влияла цыганская музыка, позже на его основе сложились шансон и авторская песня».

Больше всех досталось танго, родившемуся в бедных районах Буэнос-Айреса. Этот танец запрещали в Германии, Франции, Италии и Российской империи. Только в 2009 году ЮНЕСКО включила его в список нематериального культурного наследия человечества.

Читать также:  Премьера второго сезона "Вампиров средней полосы" состоится в декабре

Это не значит, что при будущих поколениях поп-жанр получит статус шедевра, но вполне вероятно, что потомки оценят его иначе. И процесс переосмысления уже идет.

Из попсы в поэзию

В последние годы художники и исполнители обращаются к попсовым песням 1990-х, находя в них творческий ресурс. На улицах школьники и студенты распевают «Белая ночь опустилась, как облако», клипы Ирины Салтыковой называют «прекрасно сделанным китчем».

В российском сериале «Amore more» звучат «На сиреневой луне» Леонида Агутина и «Розовый фламинго» Алены Свиридовой. На сцене «Театр.doc» в Москве ставят пьесу «Полярная болезнь», где звучит песня Татьяны Булановой и зрители ностальгически плачут.

Постыдное удовольствие: почему на самом деле все слушают попсу

Кадр из клипа Татьяны Булановой «Ясный мой свет»

Более современная попса тоже вдохновляет творцов.

«Несколько лет назад я переделал «Черные глаза», — говорит Григорий Бродский. — Замедлил ритм, убрал восточный мотив. И песня обрела другой смысл, стала тарантиновской, чем-то из «От заката до рассвета». Песня про дьявольские черные глаза, которые можно вспомнить, а затем умереть от ужаса».

Аналогичным образом видеоблогер Radio Tapok переработал трек Клавы Коки «Покинула чат», исполнив ее грубым голосом под гитару. Получился необычный образец русского шансона.

Поп-музыка как объект науки

Попсой интересуются не только люди искусства, но и ученые.

В 2020-м Институт музыкальных инициатив выпустил книгу «Новая критика. Контексты и смыслы российской поп-музыки». Авторы сборника пытаются понять особенности общества через постсоветское творчество. Темы, которые они изучают: образ города в хип-хопе, феминизм в имидже российских певиц, культурные конфликты и зачатки новой поэзии. Исследования такого рода продолжаются и сегодня.

Так что, если ваши друзья-интеллектуалы застали вас за прослушиванием Клавы Коки, Кати Лель или Ирины Аллегровой, не смущайтесь. Скажите им, что проводите научный эксперимент. И помните: возможно, в одиночестве они слушают то же самое. Или даже танцуют под «Despacito».

Комментарии закрыты.