Все самое важное и интересное за последние сутки в сферах политики, экономики, общества и технологий. Также достижения спорта и культуры

Счетная палата раскрыла рост расходов по закрытым статьям бюджета

По данным Счетной палаты, в I полугодии 2022 года доля расходов по закрытым статьям федерального бюджета составила 18,6%. В 2021 году по ним проходило 15,2% всех расходов. В Минфине рост связали с политикой по борьбе с санкциями


                    Счетная палата раскрыла рост расходов по закрытым статьям бюджета

Доля исполненных расходов федерального бюджета, относящихся к закрытым статьям, в первом полугодии 2022 года составила 18,6% от совокупных расходов бюджета. Это следует из данных, представленных Счетной палатой в отчете об исполнении федерального бюджета за январь—июнь.

Согласно данным доклада, в январе—июне сумма открытых расходов составила 10,27 трлн руб., а полная сумма расходов— 12,62 трлн руб.

Исходя из так называемой сводной бюджетной росписи на 1 июля (фактически план по расходам на весь год), общий объем бюджетных ассигнований в 2022 году может составить 26 трлн руб., тогда как в части открытых расходов сводная бюджетная роспись составляет 21,23 трлн руб., следует из данных Счетной палаты. То есть по итогам года доля закрытых расходов может составить 18,4%.

Правительство может перераспределять расходы из закрытой части в открытую и наоборот, поэтому рост доли закрытых расходов необязательно говорит об увеличении какого-либо направления расходов. Например, в 2020 году власти закрыли часть трат по разделу «Национальная экономика» в целом на рекордную сумму более 450 млрд руб.

В последние годы бюджет сокращал процент закрытых расходов. Так, в 2021 году эта доля составляла 15,2% (такойже была по итогам первого полугодия 2021-го), следует из данных Минфина и Казначейства. На 1 марта 2022 года она составляла 15,6%, следует из данных Казначейства (.zip). В 2017–2020 годах— колебалась между 15,7 и 17,3%. В 2022 году, исходя из закона о бюджете, принятого в декабре 2021 года, она должна была составить около 15,8%. Доля закрытых расходов достигала пика в 2016 году (21,7%) в связи с тем, что тогда государство решило досрочно расплатиться по кредитам оборонных предприятий, которые были взяты под госгарантии.

Счетная палата в анализе использует данные Минфина и Казначейства. «По мнению контрольного ведомства, основываясь на сопоставлении данных всего двух лет, невозможно констатировать устойчивый статистически значимый рост [закрытых расходов]»,— сообщили РБК в Счетной палате.

«Увеличение доли расходов закрытого типа связано в первую очередь с проводимой политикой по борьбе с санкциями в целях минимизации нанесения ущерба экономике»,— заявили РБК в пресс-службе Минфина.

На фоне жестких западных санкций в 2022 году, введенных после начала военного конфликта на Украине, Минфин перестал публиковать детализацию расходов бюджета по направлениям («Национальная экономика», «Социальная политика» и т.д.). Последний такой отчет с разбивкой расходов по этим разделам был опубликован за период с января по апрель 2022 года.

«В связи с оказываемым давлением со стороны США, ЕС, Великобритании и других недружественных государств на Российскую Федерацию и отдельные лица возникла необходимость частичного ограничения распространения информации, в том числе о формировании бюджетной отчетности»,— объясняли в пресс-службе министерства.

Сколько правительство потратило на борьбу с санкциями

Счетная палата оценила сумму ассигнований из резервного фонда правительства, направленных на стабилизацию экономической ситуации в условиях санкций в период с 24 февраля по 30 июня,— 863,9 млрд руб. (речь идет об экспертной оценке Счетной палаты). Впрочем, этот показатель нельзя считать общими тратами правительства на преодоление последствий санкций, он отражает лишь расходы правительственного резервного фонда, сообщили РБК в аудиторском ведомстве. Совокупную сумму, направленную на преодоление санкционного давления из всех источников финансирования, Счетная палата не назвала.

Для сравнения: в начале 2021 года Счетная палата оценивала совокупные расходы из резервного фонда правительства в 2020 году, направленные на преодоление ковидного кризиса, в 2,86 трлн руб.

На чем заработал федеральный бюджет в первом полугодии

По итогам первого полугодия общий объем доходов федерального бюджета составил 14,02 трлн руб., что на 2,75 трлн руб. (или 24,4%) больше, чем за тотже период годом ранее.

Нефтегазовые доходы выросли в 1,7 раза— до 6,38 трлн руб.— за счет высокой цены на нефть и роста среднего курса доллара к рублю за период, поясняется в отчете Счетной палаты. Львиную долю доходов обеспечили поступления от налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ)— 5,55 трлн руб., что в полтора раза больше результата прошлого года.

Доля нефтегазовых доходов в общем объеме доходов федерального бюджета в первой половине года составила 45,5%, увеличившись на 12 п.п. за год. Ранее Росстат отчитался о рекордном вкладе нефтегазового сектора в экономику страны: по итогам первого квартала 2022 года доля нефтегазового сектора в ВВП достигла максимума за всю историю подсчета с 2017 года— 21,7%. Несмотря на дисконт в стоимости российской нефти Urals к мировому эталону Brent, российские экспортеры все равно продавали нефть по высокой цене. «В марте дисконт для российской нефти резко вырос— до $35–38. Однако в дальнейшем, по мере переориентации экспортных потоков и увеличения [числа] прямых среднесрочных и долгосрочных договоров, исключающих цепочки посредников, он сократился до $20–25»,— утверждает Счетная палата.

Ненефтегазовые доходы также показали рост относительно первого полугодия 2021 года, но только на 2%, до 7,64 трлн руб. (в реальном выражении, с поправкой на двузначную инфляцию на середину 2022 года, ненефтегазовые поступления снизились). В частности, поступления от внутреннего НДС выросли на 19,6% в годовом выражении— до 3,17 трлн руб. Аудиторы связывают такой рост прежде всего с «высокой динамикой роста цен производителей в секторах добычи нефти и газа» и ростом номинального ВВП на 26% за период. Но одновременно с этим на 41,1%, до 2,3 трлн руб., вырос объем возмещения этого налога из бюджета плательщикам (НДС— это косвенный налог; все налогоплательщики вправе уменьшить налог к уплате за счет входного НДС).

Читать также:  Bloomberg сообщил о получении держателями евробондов выплат от России

Уже в июле ненефтегазовые доходы федерального бюджета упали на 29% в годовом выражении, сообщал РБК. Аналитики связывали это в том числе с ускоренным порядком возмещения НДС, введенным в качестве антикризисной меры весной.

Среди источников доходов, сократившихся в первом полугодии к томуже периоду годом ранее, оказались НДС на импортные товары и ввозные таможенные пошлины (из-за санкций, затронувших импорт в страну), а также утилизационный сбор.

Какие госпрограммы отстают от плана

Из 43 реализуемых госпрограмм на низком уровне— менее 25%— исполнены расходы у девяти, выявила Счетная палата. Меньше всего освоены средства по программам содействия международному сотрудничеству (1,1% показателя сводной росписи) и развития электронной и радиоэлектронной промышленности (3,2%). Среди остальных аутсайдеров— обеспечение химической безопасности, энергетика, развитие Дальневосточного федерального округа, Калининградской области, Арктической зоны, фармацевтика.

Как исполняют бюджет регионы

Отдельно Счетная палата рассмотрела показатели исполнения региональных бюджетов. Первую половину года регионы закончили с рекордным для последних лет профицитом консолидированных бюджетов— 1,16 трлн руб., подсчитали аудиторы. Исходя из приведенных данных, с 2018 года профицит по итогам первого полугодия не превышал 700 млрд, а в пандемическом 2020 году фиксировался дефицит 214 млрд руб. на середину года.

Однако почти 43% совокупного профицита приходится всего на три региона— Москву, Санкт-Петербург и Кемеровскую область, подчеркнули аудиторы.

В январе—июне 2022 года доходы консолидированных бюджетов субъектов РФ выросли на 24,8% к томуже полугодию прошлого года. Расходы тоже ускорили рост, хотя и не так сильно— на 16,2%.

«Положительные результаты исполнения региональных бюджетов по итогам первой половины 2022 года не соответствуют реальной социально-экономической динамике и отражают номинальный конъюнктурный рост доходов на фоне роста мировых цен на уголь, газ и нефть. Другие социально-экономические показатели в регионах свидетельствуют о стагнации и (или) медленном спаде»,— утверждают авторы доклада.

Номинальный рост доходов отмечается в первом полугодии в 84 регионах из 85. Больше всего удалось нарастить доходы регионам, специализирующимся на добыче и транспортировке природного газа, нефти и угля. Например, в Кемеровской области зафиксирован рост в 2,1 раза, в Санкт-Петербурге— на 71,8%, в Хакасии— на 70,8%. Снижение доходов произошло только в Калининградской области (на 4,6%), что связано с уменьшением поступлений межбюджетных трансфертов на поддержку резидентов особой экономической зоны.

В июне благоприятная ситуация с доходами потеряла повсеместный характер. По итогам первого месяца лета в 16 регионах доходы начали снижаться. «В наибольшей степени снижение затронуло промышленно развитые регионы со значительной долей обрабатывающего производства. С большой вероятностью показатели июня сигнализируют о начавшемся ухудшении динамики доходов бюджетов регионов»,— предположили аудиторы. По данным Минэкономразвития, спад ВВП в июне составил 4,9%, а по итогам полугодия— 0,5%. Это связано в основном со спадом в экспортно ориентированных отраслях— деревообработке, химической отрасли, металлургическом производстве, а также в отраслях со значительной долей промежуточного импорта (автомобилестроение, легкая промышленность, производство мебели).

Поступления налога на прибыль в консолидированные бюджеты регионов выросли на 45,7%, став драйвером роста доходов. Но налог на прибыль выплачивается авансом по итогам предыдущих кварталов с благоприятной ценовой и рыночной конъюнктурой. По данным аудиторов, сейчас часть регионов, зафиксировавших наибольший рост поступлений по налогу на прибыль, показали отрицательную динамику промышленного производства— Хакасия, Калининградская, Кемеровская области и другие регионы. «Таким образом, рост поступлений налога на прибыль носит временный характер. Следствием для таких регионов могут быть риск возврата части ранее уплаченных налогов и (или) очень вероятное последующее сокращение платежей по итогам третьего и четвертого кварталов»,— констатирует Счетная палата.

Минфин в проекте основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на предстоящие три года прогнозировал сохранение профицита бюджетов в этом году при дефиците в 2023 и 2024 годах. С оценкой ведомства согласны не все эксперты.

По оценке директора Центра региональной политики ИПЭИ РАНХиГС Владимира Климанова, по итогам года может быть зафиксирован дефицит консолидированных бюджетов регионов. Как следует из консенсус-прогноза РАНХиГС, сделанного в мае, этот год регионы закончат с дефицитом до 505 млрд руб. Наибольший вклад в ухудшение ситуации, по мнению экспертов, внесет сокращение поступлений налога на прибыль организаций.

К концу года все больше будет проявляться негативное влияние санкционных факторов, связанных с исчерпанием сформированных ранее запасов, нарушением логистических цепочек, ограничениями на поставки нового оборудования и материалов, из-за чего сильнее всего пострадают промышленные регионы, считает заместитель директора группы суверенных и региональных рейтингов АКРА Максим Першин. Наряду с ними в аутсайдерах могут оказаться металлургические регионы, добавляет Климанов.

Авторы Подпишись на Telegram РБК Будьте в курсе последних новостей даже в условиях блокировок


                    Счетная палата раскрыла рост расходов по закрытым статьям бюджета

Комментарии закрыты.